Льготы Ликвидарам Взрыва В Арзхамасе

При этом стоит признать, что версия преднамеренного подрыва железнодорожного состава была одной из самых популярных, особенно среди местных жителей. Считалось, что конечной целью было нанести как можно больший ущерб самому городу. Преимущественно эта версия была построена на том, что взорвался состав в непосредственной близости от самого города. Дополнительную пищу для размышлений дала и железнодорожная катастрофа под Уфой, которая произошла день в день с трагедией в Арзамасе ровно через год.

Среди основных версий произошедшего также называют самопроизвольный взрыв взрывчатки, которая находилась в железнодорожных вагонах (в основном, октогена и кристаллического гексогена). Скорее всего, это могло произойти из-за механического повреждения либо неисправности газопровода, который проходил непосредственно под железнодорожными путями.

Последствия взрыва в Арзамасе были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Только по официальной информации, погиб 91 человек, еще полторы тысячи пострадали. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу.

По еще одной версии причиной аварии стало воздействие коррозии на внешнюю часть трубы. Это могло произойти из-за так называемых «блуждающих токов» от железной дороги. Примерно за три недели до взрыва в том месте образовался микросвищ, который из-за внезапного охлаждения превратился в трещину в месте расширения газа. Когда произошла встреча двух пассажирских поездов, возникла искра из-за торможения, ее хватило, чтобы началась детонация газа. По еще одному предположению, искра могла возникнуть из-под пантографа какого-то из локомотивов.

Уже после того как прогремел взрыв, на месте, где в тот момент находились грузовые вагоны, образовались сразу две воронки, которые были соединены между собой. Их глубина составляла от трех с половиной до четырех с половиной метров. При этом диаметр первой воронки был 26 метров, а второй — 76 метров.

Какие льготы предусмотрены в 2022 году ликвидаторам чернобыльской аэс в 1986 г

Работники медицинских учреждений, которые при оказании помощи пострадавшим в результате взрыва получили дозу радиоактивного облучения, превышающую допустимую норму. Исключение в данной категории составляют только представители медицинского персонала, которым уже приходилось работать в местах повышенного радиационного излучения по долгу службы.

средняя заработная плата у граждан данной категории учитывается в аналогичном размере тому, который указывается при перечислении работодателем страховых взносов за работника, на случай наступления временной недееспособности, вне зависимости от количества страхового стажа;

Согласно тому же закону, на получение льгот также могут претендовать и лица, которые задействованы в ликвидации последствий катастрофы на комбинате «Маяк» 1957-1958 гг. либо же занимались реабилитацией территорий, пораженных радиационными загрязнениями в результате выбросов с вышеупомянутого предприятия отходов в реку Теча. Именно эти люди могут получать льготы и денежные компенсации в связи с потерей здоровья при выполнении работ по ликвидации. На что же могут рассчитывать ликвидаторы аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»?

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

— оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации) , в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

  • облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
  • ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
  • командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
  • работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.
  • вступление без очереди в ЖСК, получение ИЖС, покупку садовых и дачных участков;
  • обслуживание без очереди в медицинских учреждениях, поликлиниках (куда официально прикреплены) и аптеках;
  • устройство ребенка без очереди в детский сад, санаторий (дополнительно положена ежедневная компенсация на питание в размере 90 руб.);
  • устройство в организации социального обслуживания (дома престарелых, инвалидов).

К категориям льготников выдвигаются общие требования. До выдачи положенных льгот обязательно рассчитывается срок проживания, пребывания чернобыльцев на конкретной территории. В зоне отселения гражданин обязан находиться не менее года. Для зоны с правом на отселение существует срок не менее 3 лет, и 4 года для зоны с умеренной степенью радиации.

В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?

Согласно положению «О порядке назначения ежемесячных выплат..» заявление о назначении выплат подается получателями выплат в управление социальной защиты населения по месту жительства. Средства выплачиваются путем зачисления на личные счета получателей в отделениях Сберегательного банка РФ.

Выплаты производятся за счет средств, предусмотренных областным бюджетом на соответствующий финансовый год в следующих размерах: инвалидам первой группы — 1000 рублей, инвалидам второй группы — 900 рублей, инвалидам третьей группы — 300 рублей, семьям погибших на каждого нетрудоспособного члена семьи — 500 рублей.

В настоящий момент на территории Арзамасского района проживают 62 человека, пострадавших при взрыве в Арзамасе и имеющих инвалидность. В их числе четыре инвалида первой группы, 36 инвалидов второй группы, 22 инвалида третьей группы и еще 25 человек являются нетрудоспособными членами семей погибших при взрыве.

В самом конце мая 1988 года в городе Дзержинске под Нижним Новгородом (в то время Горьким) на заводе имени Я. Свердлова, одном из крупнейших производителей взрывчатых веществ в стране, состоялась очередная отгрузка товара. В адрес горно- и нефтедобывающих предприятий Казахской ССР была отправлена крупная партия взрывчатки: 120 тонн гексогена, октогена, аммонала, аммонита и тротила. К 3 июня грузовой состав, получивший номер 3115, был сформирован — двухсекционный тепловоз 2ТЭ10М-0405 отправился в путь с 54 вагонами. Взрывчатые вещества перевозились в трех из них, в голове поезда, сразу за локомотивом: в первом в ящиках хранились тротиловые шашки и детонаторы к ним, во втором находилось 27 тонн гексогена и 30 тонн октогена в бумажных мешках, в третьем — аммонил и аммонал в картонных ящиках. Тепловоз вела бригада в составе машиниста Юрия Микановича и помощника машиниста Сергея Каширова.

Во второй половине 1980-х годов в Советском Союзе начало происходить нечто странное. В эпоху перестройки, гласности и «нового мышления» на страну обрушился целый вал техногенных катастроф. В огромном государстве они регулярно случались и раньше, но теперь их концентрация была беспрецедентной. В июле 1985 года под узбекским городом Учкудуком прямо с эшелона упал Ту-154. Погибло 200 человек — это крупнейшая катастрофа в истории советской авиации. В апреле 1986-го взорвалась Чернобыльская АЭС. Спустя четыре месяца погиб пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». В апреле 1989 года в Норвежском море затонула лучшая атомная подлодка страны «Комсомолец». За год до этого беда пришла в город Арзамас тогда Горьковской, а ныне Нижегородской области. В результате мощнейшего взрыва погиб 91 человек, а сотни домов оказались разрушены. Что случилось тем летним утром на железнодорожной станции Арзамас I и почему эта трагедия стала лишь одним (возможно, неизбежным) звеном в пятилетке советских катастроф — в обзоре Onliner.by.

Случившееся ровно (день в день!) за год до этого события на окраине Арзамаса на таком фоне выглядит лишь очередным эпизодом в цепи «кризисных явлений», охвативших стальные магистрали страны. Вокруг той трагедии за прошедшие десятилетия возникло немало теорий заговора, во многом потому, что следователи вынуждены были в своих заключениях оперировать лишь предположениями, но факт остается фактом: ее масштабы могли быть многократно больше.

Даже по меркам все нарастающего в Советском Союзе системного кризиса происходившее в 1980-е на железных дорогах СССР обескураживало. В 1986 году на станции Судженка в Кемеровской области грузовой состав столкнулся с почтово-багажным (19 жертв), а в Кировоградской области Украины в результате крушения двух пассажирских поездов погибло 44 человека. В следующем, 1987 году трагедии приобрели еще больший масштаб. На станции Каменская в Ростовской области потерявший управление товарный состав врезался в пассажирский поезд (106 погибших). В августе 1988-го сошел с рельсов фирменный поезд «Аврора» (31 жертва), а в октябре на станции Свердловск-Сортировочный взорвался грузовой состав. Кульминацией стали события июня 1989 года на Транссибе, когда в результате крупнейшей в истории Советского Союза железнодорожной катастрофы погибло 575 человек.

«4 июня 1988 года я проводил совещание с работниками службы по труду и заработной плате всех СМУ. Взрыв потряс здание, заходили перекрытия и стол, попадали стулья. Услышав взрыв, я закричал: „Землетрясение! Срочно покинуть здание!“ Выбежали на улицу и увидели огромный столб дыма белого цвета в виде гриба высотой порядка 200 метров», — рассказывал журналистам П. Шалаев, один из свидетелей произошедшего.

Это интересно:  Взнос на капитальный ремонт можно ли не платить пенсионерам

Кошмарный теракт или трагическая случайность: загадка арзамасской катастрофы

4 июня 1988 года в Арзамасе случилась одна из самых серьёзных катастроф перестроечного СССР. Проходивший через станцию Арзамас-1 грузовой поезд, перевозивший свыше ста тонн взрывчатых веществ, в буквальном смысле слова взлетел на воздух. Жертвами взрыва стали 91 человек, ещё несколько сотен пострадали. Несмотря на тщательное расследование с привлечением высокопоставленных государственных деятелей, причину трагедии так и не удалось установить. А многие официальные лица, участвовавшие в расследовании, и по сей день уверены, что это была не случайность, а целенаправленная диверсия. И, если бы не задержка этого поезда на другой станции, жертв могло быть гораздо больше.

Мощность взрыва была такова, что в его эпицентре образовалась воронка в форме эллипса глубиной 10 метров и диаметром свыше 80. Более 100 частных домов, находившихся на расстоянии нескольких сотен метров от станции, разнесло в щепки. В момент взрыва на переезде стоял рейсовый автобус, ожидавший прохождения поезда. Почти все его пассажиры погибли. Там же ждали проезда несколько легковых автомобилей. Находившихся в них людей постигла та же судьба.

Последствия могли быть ещё более страшными — поезд совсем немного не доехал до нефтебазы из-за задержки на предыдущей станции. Если бы взрыв произошёл рядом с ней, жертв было бы гораздо больше. К месту взрыва прибыло 500 пожарных, которые не позволили огню добраться до нефтебазы. Поскольку водопровод не работал, воду приходилось брать в реке. Около четырёх тысяч человек были экстренно эвакуированы из района взрыва.

Губернатор Нижегородской области (в 1997–2001 годах) Иван Скляров, в 1988 году возглавлявший Арзамасский горисполком, ещё в 90-е публично называл взрыв «организованной катастрофой». Сменивший Склярова на посту губернатора Геннадий Ходырев (в 1988 году возглавлял Горьковский (Нижегородский) обком) в интервью, опубликованном на официальном сайте правительства области в 2003 году, заявил:

Определённой популярностью пользуется версия о спецпоезде. Якобы в тот день на станции Арзамас находился секретный поезд, который вёз из Арзамаса-16 груз с ядерными боеголовками для Северного флота. Состав охранял отряд морских пехотинцев, и именно он и был главной целью террористов. Поскольку маршруты движения подобных поездов и их расписание никогда не публикуются, подтвердить или опровергнуть эту версию невозможно.

Главный архитектор Арзамаса Анатолий Петряшин вспоминает, что проектировать эту часть города ему пришлось за полтора часа. Этого от него потребовали на одном из первых совещаний после взрыва, дав на работу день. Вместе с коллегой они написали концепцию, начертили проект и представили его на собрании. Пока новые дома строились, людей, лишившихся жилья, поселили кого где: в школах, училищах, гостиницах, общежитиях, пионерлагерях, даже в пассажирских вагонах, снятых с рейсов. Некоторые уехали в другие города, откликнувшись на объявления, авторы которых предлагали пожить у них.

Представители ведомства считали, что взрыв мог быть терактом, организованным спецслужбами «вероятного противника» или группой экстремистов внутри страны, — как взрывы в московском метро в 1977 году, за которые осудили членов Национальной объединенной партии Армении.

Взрыв уничтожил все в радиусе 350 метров — включая 84 жилых дома. Сильные повреждения получили все постройки в радиусе километра; заметные следы взрыва были даже в двух километрах от эпицентра. Около тысячи домов, две больницы, детские сады, магазины — волна дошла до всех; железнодорожный вокзал и 250 метров рельсов были уничтожены полностью. Из-за взрыва перестали работать газопровод, водоснабжение, канализация и электричество — осколок рельса врезался в подстанцию, и она вышла из строя. Пострадали полторы тысячи семей, из которых больше половины остались без жилья. Эвакуировать из зоны поражения пришлось около четырех тысяч людей. Погиб, по официальным данным, 91 человек — большая часть на месте взрыва; некоторые — в больницах. Ранения получили 744 человека.

Начальником арзамасского ГАИ в 1988 году работал Вячеслав Храбалов. Тем утром он вместе со своими сотрудниками перекрыл одну из улиц города в километре от железнодорожного переезда — там меняли подземные коммуникации. Он наблюдал, как экскаваторы копают котлован, — и тут услышал грохот и почувствовал, что его тело как будто что-то сжало. Через мгновение он увидел, что на него летит туча мелких стеклянных осколков. Храбалов пригнулся; возможно, это спасло ему жизнь.

Через час Митрофанова вместе с мужем, который работал водителем автобуса (его вызвали к месту катастрофы для эвакуации), снова отправилась к месту взрыва. С собой она взяла белый халат из столовой — в нем ее приняли за врача и без проблем пропустили за оцепление. У дома сестры милиционеры разбирали бревна и кирпичи, из-под которых разлетались фотографии. «Уберите ее, самим невозможно смотреть», — сказал один из них. Митрофанова оглянулась и увидела тело девочки в белых колготках.

Катастрофа под Уфой стала крупнейшей в истории советских и российских железных дорог. Она произошла 4 июня 1989 года в районе города Иглинска в Башкирской АССР, всего в 11 километрах от города Аши Челябинской области. Взрыв прогремел в момент, когда навстречу друг другу проходили два пассажирских поезда. Один следовал из Новосибирска в Адлер, а второй в обратном направлении. По официальной версии, взрыв произошел из-за облака легких углеводородов, которые образовались из-за аварии, произошедшей на трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Он проходил в непосредственной близости от поездов.

Изначально главной версией взрыва в Арзамасе в 1988 году считались нарушения порядка погрузки и перевозки взрывчатых веществ. В то же время следствие тщательно расследовало версию террористического акта, а также диверсии, совершенной одной из спецслужб другой страны, чтобы создать в Советском Союзе нестабильную обстановку.

В 2003 году, спустя 15 лет после трагедии, губернатор Нижегородской области (на тот момент им был Геннадий Ходырев) официально выразил твердую уверенность в том, что взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года произошел в результате диверсии. Но в действительности эта распространенная версия так и не нашла официального подтверждения и неопровержимых доказательств до сих пор.

Правительственная комиссия, целью которой было установить истинные причины трагедии, работала на месте катастрофы несколько лет. В результате абсолютно точно установить причины произошедшего ей так и не удалось. В основном, из-за этого так популярна версия о том, что это была диверсия, целенаправленный акт, а не случайность или чья-то халатность.

Последствия взрыва в Арзамасе были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Только по официальной информации, погиб 91 человек, еще полторы тысячи пострадали. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу.

Если инвалид-чернобылец умирает – то компенсацию за него получают нетрудоспособные члены семьи, которые находились на иждивении. Но выплата происходит не в полном размере, а в той части, которая составляет разницу между полной суммой ежемесячной денежной компенсации и частью, которая приходилась на чернобыльца. Если иждивенцев несколько – то полученный остаток без доли умершего кормильца делится на количество иждивенцев.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.

Напомним, что пособие на погребение выплачивается членам семей и лицам, взявшим на себя организацию похорон «граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы». Попытки законодателей вопреки сопротивлению правительства увеличить размеры «гробовых» призваны сохранить существовавшую прежде разницу в размерах пособий на погребение умерших чернобыльцев и соцпособий на погребение покойных из иных категорий «льготников». Ранее, с января 2009 года, был увеличен с 1000 до 4000 рублей размер соцпособия на погребение умерших граждан, установленного законом «О погребении и похоронном деле». Чтобы сохранить особый статус чернобыльцев, с учетом их заслуг перед обществом, решено увеличить пособие на погребение умерших чернобыльцев в такой же пропорции, что сохранит прежнюю дифференциацию в размерах этих пособий. Пока же (с января 2011 года) пособие на погребение умерших чернобыльцев с учетом индексации (4205 рублей) оказалось меньше простого соцпособия на погребение умерших граждан (4260 рублей).

Пенсия по старости полагается всем без исключения категориям населения, независимо от того в каких районах Чернобыльской зоны они проживали и какой социальный статус имеют, однако эти обстоятельства учитываются при назначении льготной пенсии. При наличии минимум 5 лет стажа, граждане вправе выйти на пенсию на год раньше.

Арзамасский взрыв: стечение обстоятельств или теракт

Принято считать, что взрыв произошел в 9 часов 32 минуты по московскому времени. Именно на такой отметке «остановлены» стрелки часов на циферблате, установленном на памятном мемориале в Арзамасе. Однако сотрудники КГБ, поминутно изучившие передвижения поезда и опросившие свидетелей считают, что рвануло в 9 часов 26 минут.

— Когда раздался взрыв, я был дома с родителями. Треснуло оконное стекло. Подумали, что где-то взорвался газ. Все бросились к окнам. На небе вырастал черный гриб. «Нефтебаза взорвалась», — крикнул сосед с четвертого этажа. Родители запретили нам с братом выходить на улицу, караулили нас в квартире. Потом пришел сосед, который лежал в больнице, сказал, что на станции что-то взорвалось, и всех пациентов больницы отпустили домой…

Мы не будем подробно разбирать каждый из этих случаев, рассуждения специалистов занимают не один лист заключения. Скажем лишь, что было смоделировано неоднократное количество испытаний. На полигонах выставили точно такие же вагоны и в них стреляли из оружия. Взрывчатку пытались поджечь, кидали на нее грузы. Опрашивали свидетелей. Анализировали метод погрузки ВВ и состояние самих вагонов — тех оставшихся семи, что в тот день ушли из Дзержинского химпредприятия.

3 июня три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.

Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

Это интересно:  Минимальный Тариф На Содержание И Ремонт С 01072022

Льготы Ликвидарам Взрыва В Арзхамасе

Правительственная комиссия, целью которой было установить истинные причины трагедии, работала на месте катастрофы несколько лет. В результате абсолютно точно установить причины произошедшего ей так и не удалось. В основном, из-за этого так популярна версия о том, что это была диверсия, целенаправленный акт, а не случайность или чья-то халатность.

При этом стоит признать, что версия преднамеренного подрыва железнодорожного состава была одной из самых популярных, особенно среди местных жителей. Считалось, что конечной целью было нанести как можно больший ущерб самому городу. Преимущественно эта версия была построена на том, что взорвался состав в непосредственной близости от самого города. Дополнительную пищу для размышлений дала и железнодорожная катастрофа под Уфой, которая произошла день в день с трагедией в Арзамасе ровно через год.

Среди основных версий произошедшего также называют самопроизвольный взрыв взрывчатки, которая находилась в железнодорожных вагонах (в основном, октогена и кристаллического гексогена). Скорее всего, это могло произойти из-за механического повреждения либо неисправности газопровода, который проходил непосредственно под железнодорожными путями.

По официальным данным, взрыв произошел ровно в 09:32 по московскому времени. Именно в этот миг остановлены стрелки часов на циферблате, который установлен на памятном мемориале. Но сотрудники госбезопасности, которые проводили расследование и опрашивали свидетелей, считают, что в действительности взрыв прогремел на шесть минут раньше.

Очевидцы рассказывают, что само здание вокзала пострадало несильно, у него снесло крышу, а вот небольшие одноэтажные дома, которые были в округе в радиусе примерно 150 метров, просто снесло под корень. Много жертв было в рейсовом автобусе, который находился неподалеку от железнодорожного полотна. У него полностью сорвало верх.

Мария. Вы мне уже отвечали в предыдущем моем вопросе— но вот я не знаю. вообще я имею или нет право на получение ЕДВ с НСУ? В моем удостоверении вот такая запись стоит- Выехавшая добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Проживала в г Клинцы Клинцовского р-она Брянской обл с 26.04.1986 по 26.06.1987 г. Полученная суммарная доза облучения —-мЗв. Я получаю раз в году пособие, вроде на оздоровление. за 2022 год в сумме 301 руб было.Я сейчас проживаю в Нижегородской обл, До этого почти 30 лет жила и служила в армии на Урале, По этому удостоверению до монетизации имела 50% льготу на оплату жкх, проезд на электричке и автобусе бесплатный. дополнительный оплачиваемый отпуск раз в году 14 дней.Но когда перестала действовать льгота на оплату жкх,бесплатный проезд и и отпуск все равно были .По новому месту жительства на учет как чернобылец встала в военкомате. в соцзащите меня не приняли на учет. Получаю раз в году пособие от МО. Как и пенсию. В кассе РЖД сказали, что по моему удостоверению Федеральная льгота есть для проезда.Но справку мне нигде не дают.Вот это мне прошу объяснить. Причина отказа в том , что в в строке радиации у меня стоит прочерк? В этом причина получается?А раньше почему я пользовалась этой льготой при проезде?И когда были внесены какие то изменения? Жду вашего ответа.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

  • 1,2 — жителям Якутии, Магаданской, Сахалинской, Амурской областей, Приморского края, Чукотского АО, Московской области и Москвы, северной столицы (Санкт-Петербурга), Камчатского и Хабаровского краев;
  • 1,15 — жителям Красноярского и Забайкальского краев, Иркутской, Свердловской областей, Бурятии, Хакасии и Тывы;
  • 1,1 — жителям Омской, Калининградской, Кемеровской, Тюменской, Томской и Новосибирской областей, Ханты-Мансийского АО, Алтайского края и Алтая.

Выжила не только Светлана, но и еще один племянник — 12-летний сын сестры Володя: его в то утро отправили за город к бабушке. Он стал жить с тетей и подружился с ее сыном. Осенью им выделили трехкомнатную квартиру в новом микрорайоне, построенном для пострадавших. После школы Володя поступил в речное училище и переехал в Нижний Новгород. Валентина Митрофанова в годы после катастрофы старалась обходить вокзал стороной, а когда приходилось проезжать мимо — отводила глаза.

Она побежала обратно в больницу, находившуюся в четырех километрах от переезда. «Бежала не думая, на автомате, не соображая», — вспоминает Митрофанова. Встретив знакомую медсестру, она попросила ее разузнать про родственников — но та в итоге ничего сказать не смогла: «Кто живой — они спят. А кто не живой — они не здесь. И их не определить, кто из них кто».

Территорию рядом с вокзалом оцепили милиционеры и военные. Митрофанова не видела места взрыва, но поняла, что дом сестры стоял от него метрах в пятидесяти — и что другие дома вокруг железной дороги разрушены до основания. «Мне только посмотреть, ребята», — обратилась она к одному из милиционеров. Сначала тот отказался ее пропустить, но потом люди в толпе начали кричать — и женщина проскользнула внутрь. Забежав на холм, она увидела глубокую яму и остатки поезда. От дома сестры остался только угловой фрагмент стены.

На видеозаписях и фотографиях с мест катастроф конспирологи также ищут символы, которые якобы оставляют участники заговора для своих. Например, обсуждая взрыв в Арзамасе, они упоминают, что он произошел на 232-м километре железнодорожного перегона в 9:32: «232 км — 322, череп и кости. Символистика могущественного тайного общества Черепа и Костей, в котором состояли госсекретарь США Джон Керри и бывшие президенты Дж. Буш-ст. и его сын, часто вставляется в видеоклипы, коммерческую рекламу, голливудские фильмы и обычно символизируется их тайным номером 322, в котором часто меняют порядком цифры».

Начальник арзамасского КГБ Юрий Григорьев приехал на место взрыва через полчаса. Руководство потребовало от него в первую очередь выяснить, не было ли в поезде радиоактивных веществ. «На месте я увидел страшную картину. В огромной воронке валялись искореженные вагоны, но мне нужен был машинист, — рассказывал Григорьев. — Как известно, у машиниста бывает специальный чемоданчик, в котором он везет документы и в которых обозначается груз. Оказалось, что машинист выжил, но его контуженного увезли». Через некоторое время подчиненные принесли Григорьеву сверток с документами, который нашли в нескольких сотнях метров от локомотива. Распечатав его, он выдохнул: в грузе находились тонны взрывчатки, но ничего радиоактивного.

Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.

В число льготников входят и члены семьи пострадавшего, у которых была обнаружена лучевая болезнь. Их принадлежность к категории чернобыльцев обусловлена изменением условий и качества жизни вследствие того, что им приходилось находиться и жить на одной территории с получившим дозу облучения.

После обращения и предоставления необходимого перечня документов в течение 15 рабочих дней орган назначит причитающуюся выплату. Ежемесячная выплата чернобыльцам предоставляется бессрочно, но при необходимости переосвидетельствовать категорию инвалидности следует обратиться за ней повторно.

  1. Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
  2. Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
  3. Имущественный сбор. Льгота введена в 2022 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
  4. НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
  • граждане, находившиеся в зонах поражения с 1996 года по настоящее время;
  • выступавшие донорами, вне зависимости от того, где проводились процедуры;
  • инвалиды 1, 2 и 3 группы, получившие заболевания в связи с облучением;
  • граждане, у которых была выявлена болезнь после ядерной катастрофы;
  • рабочие, принимавшие участие в ликвидации в период катастрофы;
  • проживающие на территории г. Чернобыль и принявшие критическую дозу ядерного облучения во время аварии.

Льготы Ликвидарам Взрыва В Арзхамасе

Ликвидация последствий, информирование о катастрофе
Областной штаб гражданской обороны эвакуировал из зоны ЧП 3 тыс. 950 человек. Около 500 человек участвовали в тушении возникших пожаров. Пожарные расчеты отсекли огненную стену от близлежащей нефтебазы, в тушении были задействованы несколько пожарных поездов. Энергетическое хозяйство в зоне ЧП удалось восстановить за сутки, водоснабжение и канализацию — в течение трех суток, газификацию — в недельный срок.

Установление причин ЧП
Для расследования причин взрыва и организации восстановительных работ была образована правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР Геннадием Ведерниковым. Ее эксперты работали на месте происшествия до 1 ноября 1988 года. Следственные действия вели Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности СССР. Специалисты даже пытались сымитировать взрыв вагонов с подобной загрузкой на полигоне.

Грузовой поезд №3115 из 54 вагонов следовал с оборонного завода им. Я. М. Свердлова (город Дзержинск Горьковской, ныне – Нижегородской области) в Казахстан. В первых трех вагонах состава находились промышленные взрывчатые вещества: 30 т тротиловых шашек ТП-400, 30 т флегматизированного (со сниженной чувствительностью к механическим воздействиям) гексогена, 27 т октогена, 25 т аммонала и 5 т аммонита, а также 13 тыс. кумулятивных зарядов ЗПКС-80.

Утром в субботу 4 июня 1988 года поезд достиг Арзамаса. В 09:32 (по другим данным, в 09:37) мск возле автомобильного переезда, на удалении 324 м от здания вокзала Арзамас-1 произошел взрыв первых трех вагонов. В зону разрушения попали около 1 тыс. жилых домов (в основном индивидуальной застройки; 44 дома были разрушены полностью) и 160 промышленно-хозяйственных объектов. Образовавшаяся воронка имела длину 60-70 м, ширину 25-30 м и глубину 6-8 м.

Серия техногенных катастроф конца 1980-х годов
Трагедия в Арзамасе стала очередной в целой череде крупных катастроф техногенного характера в СССР второй половины 1980-х годов. К ним относятся крупнейшее в истории советской гражданской авиации крушение самолета Ту-154 в Узбекистане (1985 год, 200 погибших), взрыв Чернобыльской АЭС (1986), крушение парохода «Адмирал Нахимов» в Черном море (1986 год, 423 погибших), железнодорожная катастрофа в городе Каменске-Шахтинском (1987 год, 106 погибших). Год спустя после ЧП в Арзамасе под Уфой произошла крупнейшая в истории СССР и России железнодорожная катастрофа, когда при взрыве двух пассажирских составов погибли 575 человек.

Это интересно:  Список Обязательных Реквизитов Чека Онлайн В 2022

30 лет назад в Арзамасе взорвался поезд со взрывчаткой

«Не было крыш в ближайших домах. Вдалеке видны были дачи, тоже все кровли были снесены, — вспоминал Шамиль Айдагулов, в 1988 году возглавлявший 4-й отряд военизированной пожарной охраны. — Помню, как с ребенком окровавленным на руках мужчина пересекает дорогу — бежит, кричит. ».

Субботним летним утром 4 июня 1988 года, в небольшом городке Арзамас в Нижегородской области произошло жуткое событие, в одночасье перевернувшее судьбы местных жителей. Грузовой поезд, состоявший из 54 вагонов, на скорости 22 километра в час двигался по Горьковской железной дороге, когда внезапно взорвался чуть больше чем в 300 метрах от железнодорожной станции «Арзамас-1». Очевидцам, которым повезло находиться на достаточно большом расстоянии от эпицентра, в первые минуты показалось, что где-то взорвался газ. Но это было вовсе не так.

Причины произошедшего так до конца и не выяснили. У следствия всего было восемь версий произошедшей катастрофы. Среди них рассматривались возможности термического разложения перевозимых веществ, их перетирания между твердыми поверхностями, вспыхивания искры в результате разряда статического электричества и даже прострела вагонов и попадания пули в один из мешков с взрывчаткой. Еще одной из версий была утечка газа, которая и вызвала воспламенение с последующим взрывом – недалеко от места происшествия располагался газопровод. К тому же после случившегося некоторые свидетели сообщали, что чувствовали запах газа незадолго до взрыва.

По результатам проведенной КГБ проверки сообщалось, что после взрыва 44 дома в радиусе 150 метров от эпицентра были полностью разрушены. Ударная волна уничтожила несущие конструкции, и поэтому восстановить здания было невозможно. Сильные разрушения претерпели 107 домов, находившихся примерно в 300 метрах от железнодорожной станции. Еще в 120 домах, находившихся в 650 метрах от места происшествия, пострадали в основном окна, двери и крыши. В радиусе почти километра от станции находились 130 домов, в которых были незначительно повреждены части перегородок, оконные и дверные проемы.

Взрывчатое вещество для проведения горных работ загрузили в 10 товарных вагонов 31 мая 1988 года в Дзержинске. Через три дня после этого на юг грузовым составом отправили три из загруженных вагонов. Первый был цельнометаллическим. В него в ящиках из гофрированного картона поместили 30 тонн тротила в шашках. Около 290 кг детонаторов, загруженных в этот вагон, находились в ящиках из древесноволокнистой плиты.

Сколько бы ни прошло лет…

Поздним вечером 6 октября этого года Первый канал телевидения показал документальный фильм «ЧП в секретном городе». Пусть вас не смущает название, но речь шла об открытом городе Арзамасе и о взрыве, который произошел 4 июня 1988 года утром в 9 часов 32 минуты. Уже больше 21 года минуло с того ЧП, но наша память без каких-то круглых дат и других предпосылок возвращается к этому ЧП, чтобы снова и снова найти ответ на давнишний уже вопрос: что же это было, почему эта беда случилась?

— Рядом с бывшими железнодорожными путями на сравнительно небольшой глубине лежит газопровод высокого давления, рассказывал мне тогда председатель Арзамасского горисполкома И.П. Скляров. — И если бы пламя проникло туда, а оттуда по ответвлениям растеклось под городом, то весь Арзамас мог бы взлететь на воздух. А если бы горящий газ дошел бы до нефтебазы, — тогда весь город был бы сожжен, как будто напалмом! Чудом мы избежали куда большей беды, чем первый и, к счастью, единственный взрыв. — говорил Иван Петрович.

Газ мог стать одним из факторов взрыва, но только одним, потому что здесь было стечение многих компонентов. Например, вагон был перегретый, температура воздуха была повышенная. Не исключено, что искра могла возникнуть от колодок тепловоза, потому что эти вагоны в голове шли состава. У приехавших специалистов были досье практически на все взрывчатые вещества земного шара и их характеристики.

Что показало изучение? То, что перевозилось очень сильно действующее взрывчатое вещество — гексоген. Которое в то время не афишировалось. Американцы это взрывчатое вещество перевозят во влажном состоянии, потому что гексоген чувствителен к повышению температуры. Поэтому они перевозят его во влажном состоянии, а на месте прибытия уже на определенных заводах, в определенных лабораториях, доводят до той кондиции, с которой идет в производство. У нас же это дело не выполнялось.

Но тем не менее мои коллеги с Первого канала поработали заинтересованно и сделали весьма примечательную работу. Фильм основан на расследованиях и комментариях, которые осуществляет ведущий Сергей Медведев, известный тележурналист, мой давний товарищ по программе «Время». К съемкам были привлечены жители Арзамаса, участники и свидетели события, которые каждый по-своему повествуют о пережитом. Некоторые их рассказы за давностью лет, правда, приобрели некоторую мифологичность.

В соответствии с делением на зоны, разделяются категории льготников. Перед предоставлением льгот учитывается срок проживания, нахождения чернобыльцев на определенной территории. В зоне отселения гражданин должен проживать не менее года. Для зоны с правом на отселение установлен срок не менее 3 лет, и 4 года для территории с умеренным уровнем радиации.

Гражданам, пострадавшим во время и от различных последствий аварии на ЧАЭС, присваивают статус «чернобылец» и дают разнообразные льготы (например, отдельные пенсии ветеранам-инвалидам). Также подобных льготников и их потомков обеспечивают новым жильем и предоставляют медицинское бесплатное обслуживание.

Статус «чернобылец» присваивают ликвидаторам ЧАЭС и иным лицам, проживающих или ранее жившим в загрязненных областях. Также, под такую категорию подпадают члены семей этих граждан РФ, которые получили различные недуги или были подвержены лучевому облучению.

  1. Граждане, заболевшие лучевой болезнью в результате аварии, в том случае, если они жили на территории в этот момент или работали на территории в момент устранения последствий катастрофы;
  2. Лица, получившие заболевание от радиации уже после произошедшей аварии. Это также касается, как проживающих в месте нахождения станции, так и работающих на ликвидации;
  3. Граждане, которые получили инвалидность после радиационного облучения. Это касается таких категорий, как:
    • Военные, направленные на ликвидацию последствий катастрофы;
    • Военнообязанные, сотрудники правоохранительных органов;
    • Сотрудники МЧС;
    • Врачи, медицинский персонал.
  4. Граждане, которых в обязательном порядке вывозили в 1986 году. К данной категории относятся люди, которые в момент эвакуации находились в утробе матери;
  5. Лица, которые стали донорами костного мозга для людей, пострадавших в Чернобыли. Доноры получают льготы, не зависимо от того, где происходила операция;
  6. Население зоны с правом отселения, а также те, кто был отправлен туда для осуществления трудовой деятельности;
  7. Люди, которые постоянно проживали или работали в зоне с умеренным уровнем радиации.
  1. Украина. Здесь льготы чернобыльцам предоставляют по ФЗ № 796-XII от 28 февраля 1991 г. В этой стране льготников также делят на конкретные категории;
  2. Республика Беларусь. По закону Республики Беларусь № 9-З от 6 января 2009 г. чернобыльцам оформляют различные льготы.

Льготы и выплаты ликвидаторам ЧАЭС 2022 год

  • Афганистан.
  • Таджикистан.
  • Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
  • Сирия.
  • Сведения о районе
  • Карта закрепления территорий
  • График приёма
  • Встречи с населением
  • Выездной приём граждан
  • Руководство района
  • Новости
  • События/объявления
  • График проведения публичных слушаний
  • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 271,47 руб.

    Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

    • паспорт;
    • свидетельство о рождении ребенка;
    • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
    • справку об инвалидности;
    • подтверждение участия в ликвидации;
    • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
    1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
    2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
      • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
      • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
      • в течение 1987 года — от 14 суток;
      • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
    3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
      • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
      • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
      • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
      • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
      • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
    4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

    Причины произошедшего так до конца и не выяснили. У следствия всего было восемь версий произошедшей катастрофы. Среди них рассматривались возможности термического разложения перевозимых веществ, их перетирания между твердыми поверхностями, вспыхивания искры в результате разряда статического электричества и даже прострела вагонов и попадания пули в один из мешков с взрывчаткой. Еще одной из версий была утечка газа, которая и вызвала воспламенение с последующим взрывом – недалеко от места происшествия располагался газопровод. К тому же после случившегося некоторые свидетели сообщали, что чувствовали запах газа незадолго до взрыва.

    Взрывчатое вещество для проведения горных работ загрузили в 10 товарных вагонов 31 мая 1988 года в Дзержинске. Через три дня после этого на юг грузовым составом отправили три из загруженных вагонов. Первый был цельнометаллическим. В него в ящиках из гофрированного картона поместили 30 тонн тротила в шашках. Около 290 кг детонаторов, загруженных в этот вагон, находились в ящиках из древесноволокнистой плиты.

    Субботним летним утром 4 июня 1988 года, в небольшом городке Арзамас в Нижегородской области произошло жуткое событие, в одночасье перевернувшее судьбы местных жителей. Грузовой поезд, состоявший из 54 вагонов, на скорости 22 километра в час двигался по Горьковской железной дороге, когда внезапно взорвался чуть больше чем в 300 метрах от железнодорожной станции «Арзамас-1». Очевидцам, которым повезло находиться на достаточно большом расстоянии от эпицентра, в первые минуты показалось, что где-то взорвался газ. Но это было вовсе не так.

    Во второй вагон, тоже из цельного металла, заложили больше чем 27 тонн взрывчатого вещества октогена и почти 30,5 тонн флегматизированного (со сниженной чувствительностью к механическим повреждениям) гексогена. Эти вещества упаковали в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. Он перевозил 30 тонн взрывчатого вещества, из которых 5 – скальный аммонит, а 25 – аммонал. Их поместили в запаянные целлофаном бумажные патроны и уложили в картонные ящики.

    Выдвигались версии о том, что мог произойти механический удар по тонкому слою рассыпанного взрывчатого вещества. Это предположение вполне обосновано, так как после случившегося на полу одного из вагонов нашли более килограмма взрывчатого вещества октогена, гвозди и проволоки. А это значит, что мешки со взрывоопасным грузом никак не закреплялись и легко могли рассыпаться по пути. Если это действительно было так, то произошедший взрыв был вполне естествен, так как октоген – это легко воспламеняющееся вещество, которому для возгорания и детонации вполне достаточно претерпеть воздействие удара или трения.

  • Дарья
    Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
    Оцените автора
    Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру