Также предусматривается, что средства материнского капитала можно будет израсходовать на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. В этом случае возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.
23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2022 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2022 г., 20, 28 декабря 2022 г., 7 марта, 30 октября 2022 г., 18 марта, 27 июня, 2 августа 2022 г., 1 марта, 13 июля, 8, 22 декабря 2022 г., 21, 30 декабря 2022 г.
Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается принцип целевого расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала можно будет улучшить жилищные условия семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.
Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. на материнский капитал в размере 250 000 руб. имеют право женщины, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.
О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2022 г. N 157-ФЗ
Изменения в закон о материнском капитале с 1 января 2022 года – последние новости
В России полным ходом идет реформа законодательства о государственной поддержке граждан, воспитывающих детей. Предложения, озвученные президентом РФ Владимиром Путиным в послании к Федеральному собранию, реализуются, уже принят новый закон о материнском капитале. В 2022 году изменения не только приняты и вступили в силу, они еще и начнут применяться к взаимоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Таким образом закон в данном случае, как и обещал президент, имеет обратную силу.
Материнский, а по факту, семейный, капитал – это форма материального поощрения, изначально предусмотренная законодательством РФ за рождение второго ребенка (теперь уже и за первого). При введении материнского капитала государство рассчитывало при помощи этой меры мотивировать граждан на рождение второго ребенка. Цель – исправление демографической ситуации в стране, которую многие эксперты называют катастрофической, ведь население России убывает даже несмотря на приток мигрантов.
При этом выдаются не средства, а специальный документ о праве на маткапитал – сертификат. В дальнейшем он предоставляется в Пенсионный фонд (в любое время с момента рождения или усыновления ребенка по необходимости в средствах), который и осуществляет реальное распоряжение деньгами. Для получения сертификата ПФР предоставляются документы, подтверждающие право на маткапитал: свидетельства о рождении детей, свидетельства об усыновлении, а также паспорт и заявление.
Настоящей сенсацией 15 января 2022 года стало объявление Владимира Путина о том, что материнский капитал необходимо выдавать уже при появлении первенца. Федеральный закон 256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» в 2022 году существенным образом изменен и достаточно оперативно. Как и раньше, законодательную инициативу главы государства, поддержали все чиновники и депутаты.
В статье обсудим так называемый «новый закон о маткапитале» с 1 января 2022 года, последние новости по теме, а также общие положения о мерах господдержки в ФЗ-256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который был значительно исправлен по инициативе Владимира Путина.
Закон о материнстве 2022 года
По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в настоящее время существует ФЗ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».
Государство обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ.
• содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.
1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ,
от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,
от 08.03.2022 N 54-ФЗ, от 23.05.2022 N 131-ФЗ,
от 28.11.2022 N 348-ФЗ, от 30.12.2022 N 433-ФЗ,
от 03.07.2022 N 302-ФЗ, от 28.12.2022 N 470-ФЗ,
от 20.12.2022 N 411-ФЗ, от 28.12.2022 N 432-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 06.04.2022
N 68-ФЗ (ред. 19.12.2022))
1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.
7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.
1_2. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
1_1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
3. Приобретение услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами об их оказании, заключенными с организациями или индивидуальными предпринимателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Сегодня защита материнства обеспечивается посредством целого комплекса правовых норм, относящихся к различным отраслям прав. Кроме того федеральное законодательство дополняется актами субъектов РФ, которые вправе повышать уровень гарантий для матерей и предусматривать дополнительные механизмы их защиты, так как координация вопросов материнства и детства отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. “к” ч.1 ст.7 Конституции РФ).
Вся проводимая государственная политика укрепления семьи, обеспечения охраны интересов матери и ребенка способствует формированию здоровой нации и укреплению семейных ценностей. Любое государство заинтересовано в формировании полноценной и здоровой личности, приносящей пользу обществу и стране.
Наше внимание привлекла еще одна существенная проблема. В 2012 году в Законодательном Собрании Калужской области велись оживленные споры по вопросу ежемесячного пособия для матерей — одиночек. 21 июня 2012 года был принят закон, согласно которому данный вид пособия все же отменили. Право на получение данного пособия сохранено для лиц, родивших ребенка до вступления в силу данного закона, а также для женщин, вставших на учет в медицинском учреждении в связи с беременностью до вступления в силу данного закона при условии, что после рождения ребенка они имеют статус одиноких матерей и их среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установленный региональным законодательством. В дальнейшем единый размер ежемесячного пособия матерям – одиночкам на ребенка независимо от его возраста составил 400 рублей.
Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время, перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы работающих женщин.
Увеличение государственной материальной поддержки позволило повысить рождаемость в стране, т.е. количество женщин, решившихся стать матерями, увеличивается. Число родившихся детей в 2007 г. — самое высокое после 1991 г. Число рождений возросло со 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 — 2006 гг. до 133 тыс. в среднем за месяц в 2007 г. Вместе с тем это создает для государства дополнительные обязательства, связанные с оказанием помощи матери на различных этапах формирования полноценной личности. Однако в этой части социальных обязательств государство предоставляет все больше полномочий субъектам Федерации. Большинство из них должны самостоятельно обеспечивать поддержку матерей с детьми путем: установления размера ежемесячного пособия на ребенка; регулирования работы компенсационного механизма для матерей, чьи дети посещают детские сады; совершенствования соответствующей инфраструктуры (строительство детских садов, школ, спортивных сооружений и т.д.). С учетом того, что большая часть субъектов федерации — дотационная, можно сделать вывод, что опосредованно эти обязательства принимает на себя государство, хотя вся ответственность за нерешенность указанных проблем возложена на субъектов РФ. Такая диспропорция должна быть устранена.[21, С. 62]
Законодательство в области материнства и детства
В подразделе «Страховое законодательство» можно найти Федеральные законы в области обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования и интересен страховщикам при получении страховых выплат за страховые случаи, которыми, в частности, являются отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В подразделе «Трудовое законодательство» можно обратиться в ТК РФ для уточнения сроков и продолжительности отпуска по беременности и родам для работающих женщин, особенностей оформления отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, других вопросов для работников, имеющих детей.
Три дня. Такая норма установлена пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.
Какие произошли изменения по маткапиталу в 2022 году
- Воспользоваться правом на получение государственной субсидии имеют право:
- женщины, родившие после 01.01.2007 года второго или последующего детей
- женщины или мужчины, усыновившие после указанной даты второго или последующих детей
- мужчины после рождения второго и так далее ребенка, если женщина (мать) лишена родительских прав, умерла или совершила в отношении несовершеннолетнего преступление
- дети, имеющие право на поддержку государства, если мать или отец отсутствуют по указанным выше причинам
- Документом, подтверждающим наличие материнского капитала, является соответствующий сертификат.
- Выдачей сертификатов, а так же выделением и средств в счет материнского капитала занимается Пенсионный фонд. Для получения субсидии или денежных средств в указанный государственный орган подается письменное заявление с пакетом документов, подтверждающим указанные в заявлении факторы.
- В выдаче сертификата может быть отказано, если:
- отсутствует право получения государственной поддержки в соответствии с рассматриваемым законом
- произошло прекращение права на получение субсидии
- предоставлены недостоверные сведения
- предоставлен не полный пакет документов
- Размер материнского капитала составляет 250 000 рублей. Ежегодно производится пересмотр суммы маткапитала и при необходимости его индексация. С учетом всех нововведений сумма субсидии в 2022 году составляет 453 026 рублей.
- Средства, полученные при рождении или усыновлении второго или последующих детей, могут быть получены наличными или денежным переводом на банковский счет для достижения следующих целей:
- на улучшение жилищных условий, путем приобретения квартиры или частного дома, строительства дома/квартиры, реконструкции существующего объекта недвижимости с увеличением жилой площади, внесения первоначального взноса за жилье по ипотечному кредиту, погашения ипотеки или жилищного займа
- получение образования детьми, включая дошкольное образование, дополнительное образование и сопутствующие услуги (например, оплата общежития)
- увеличение пенсионной выплаты матери (отца) за счет накопительной части пенсии
- приобретение товаров или оплата услуг, требуемых для социальной адаптации детей — инвалидов
- ежемесячные выплаты на детей. Дополнительное ежемесячное пособие имеют право получить семьи, в которых уровень дохода на одного человека не превышает 1,5 кратного размера установленного в регионе прожиточного минимума
- Заявления на получение выплаты на ребенка, полный пакет документов, подтверждающий необходимость денежных средств на расходование на конкретные цели так же подается в Пенсионный Фонд, сотрудники которого в течение 15-30 дней обязаны принять решение об удовлетворении заявки или отказе в выдаче.
- Причинами отказа в выплате могут являться:
- прекращение права на получение государственной субсидии, например при отказе от ребенка или лишении родительских прав
- при отсутствии средств на счета маткапитала в достаточном объеме
- при получении средств на цели, не допустимые в соответствии с Федеральным законом №256
- отсутствие пакета документов, необходимого для подтверждения права получения выплаты
- наличие ошибок в заявлении или указание заведомо ложной информации в документе
В правительстве РФ так же предлагают продлить срок действия государственной программы «Материнский капитал» до 2025 года (в настоящее время законом установлен срок окончания программы – 2022 год), но никаких нормативных актов, подтверждающий данный факт пока не принято.
Принятый проект ФЗ РФ № 256 2013, регулирующего отношения связанные с получением материнского капитала, вызвал еще одно негативное последствие — волну мошенничества. Разработанный закон содержит пробелы, спорные моменты, неоднозначные трактовки, которые позволяют на вполне легальных основаниях использовать материнский капитал не по назначению. Грамотные люди научились обходить закон РФ 2013, а доверчивые родители, желающие получить материнский капитал «на руки» остались без своих средств. Такое добровольное согласие стоило им материальной поддержки, которая по идее должна была улучшить жизнь их детей.
Закон РФ № 256 не устанавливает каких-либо ограничений на разделение средств материнского капитала, то есть часть из них можно направить на улучшение жилищных условий, а другую на образование. Плюс ФЗ допускает возможность использовать право на него не единовременно, а распорядиться частично, отложив остаток на более поздний период.
Согласно ФЗ № 265 это средства, выделяемые Минфин РФ из федерального бюджета и передаваемые в бюджет ПФ РФ чтобы выплатить материнский капитал. Закон неоднократно претерпевал изменения. Так, в 07.06.2013 года проект преобразований был включен ФЗ № 128, он отчасти изменил закон об использовании поддержки (статьи 8 и 10).
Получение дополнительных мер поддержки РФ в форме «материнского капитала» — это не исключительное право женщины, воспользоваться им могут и мужчины, так как ФЗ этого не запрещает. Соответствующие случаи устанавливает закон РФ № 256: смерть матери ребенка, объявление ею умершей, лишение ее родительских или совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления против личности, отмена усыновления. Право на получение «материнского капитала» переходит непосредственно к самому ребенку (или к детям), если отец и мать были лишены его по причинам, который установил ФЗ № 256.
Подводя итог на 2013 год Пенсионный фонд РФ и Минфин утверждают, что почти за 7 лет было выдано примерно 4,5 млн. сертификатов. Превалирующая часть из них была направлена на улучшение жилищных условий (примерно половина). Как правило, граждане используют сертификат для погашения части займа, в редких случаях – для покупки жилья без кредитных средств. Ежегодно Минфин в закон о бюджете вносит графу, о выделении на выплату материнского капитала порядка 330 млрд. рублей. В 2013 году по оценкам специалистов Минфин РФ материнский капитал в размере более 400 тыс. рублей, вполне может обеспечить покрытие первоначального взноса за квартиру стоимость, которой составляет 2,5 млн. рублей.
До конца 2022 года сохраняются действующие нормативные сроки по материнскому капиталу:
- для оформления сертификата – 15 рабочих дней;
- для рассмотрения заявления семьи о распоряжении средствами – 1 месяц.
На практике большинство территориальных органов ПФР уже предоставляет эти госуслуги в ускоренном режиме.
Чтобы семьи не только быстрее получали материнский капитал, но и не тратили усилия на его оформление, с середины апреля 2022 года ПФР приступает к проактивной выдаче сертификатов. Это означает, что после появления ребенка маткапитал будет оформлен автоматически. Семья сможет приступить к распоряжению им, не обращаясь за самим сертификатом. Все необходимое для этого Пенсионный фонд сделает самостоятельно.
Одно из главных нововведений – распространение программы материнского капитала на первого ребенка. Все семьи, в которых первенец рожден или усыновлен начиная с 1 января 2022 года, получили право на капитал в размере 466 617 рублей.
- у женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2022 года;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на допмеры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2022 года.
Чтобы оперативнее направлять материнский капитал на погашение кредитов, соответствующее заявление можно теперь подавать непосредственно в банке, в котором открывается кредит. То есть вместо двух обращений – в банк и ПФР – семье достаточно обратиться только в банк, где одновременно:
- оформить в установленном порядке свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка в ЗАГСе;
- подать заявление о выдаче сертификата на материнский капитал в территориальном отделении ПФ РФ по месту жительства;
- предоставить необходимые документы (их копии, верность которых должна быть засвидетельствована в установленном законом порядке).
В интернете все чаще размещаются рекламные объявления по обналичиванию средств материнского капитала или взятию займа под них. «Напоминаем, что это незаконно! Остерегайтесь мошенничества!» — предупредил Пенсионный фонд России на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
- женщины, родившие или усыновившие второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
- женщины, родившие или усыновившие третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не пользовались правом на материнский капитал;
- мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не пользовавшиеся правом на материнский капитал, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
- женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 1 января 2022 года;
- мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2022 года.
- 524 527,90 руб. для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло до 1 января 2022 года, а также для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка начиная с 1 января 2022 года;
- 693 144,10 руб. для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее такое право у них не возникло.
Как известно, программа предоставления материнского капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» была рассчитана период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2022 года.
9. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении сведения из договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке.
1. Настоящие Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
3. В случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на:
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
6_1. Лицо, получившее сертификат, может обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» путем подачи заявления в электронной форме, подписанного простой электронной подписью лица, получившего сертификат (его представителя), в соответствии с пунктом 2_1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». В этом случае представление документов, указанных в подпунктах «б»-«г» пункта 6 настоящих Правил, не требуется.
Заявление о распоряжении маткапиталом рассмотрят не в течение месяца, как раньше, а десяти рабочих дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами. Если понадобятся дополнительные сведения или документы, то Пенсионный фонд примет решение в течение 20 рабочих дней.
Неверов
Сергей Иванович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 175 (Смоленский – Смоленская область) и секретарем Президиума Генсовета партии Андреем Турчаком была достигнута договоренность ускорить выполнение поручений Президента, касающихся материнского капитала, и для этого не готовить отдельный закон, а внести соответствующие поправки в тот законопроект, который уже был рассмотрен нами в первом чтении в январе», — напоминает он.
«Что касается семей, которые не получали право на дополнительные меры государственной поддержки до 2022 года, то в дальнейшем при появлении у них второго, третьего ребенка и последующих детей им будет предоставляться маткапитал в размере 616 617 рублей. Причем эта сумма будет ежегодно индексироваться», — поясняет Андрей Исаев.
«Масштабность изменений заключается в переходе предоставления гражданином в рамках получения и распоряжения материнским капиталом от 18 документов в настоящее время до одного документа (только заявления при распоряжении материнским капиталом)», — сказал Сергей Неверов.
Как в свою очередь отмечал Сергей Неверов, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию из государственных информационных систем, в том числе из государственной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). Это повысит удобство для граждан в получении маткапитала и эффективность контроля при оказании госуслуги.
Об этом сообщается в официальном пресс-релизе, опубликованном ПФР в первый рабочий день месяца в федеральном новостном разделе официального сайта ведомства. При этом отмечается, что прием граждан должен начаться одновременно во всех территориальных органах ПФР. С соответствующим заявлением на выплату могут обратиться все проживающие на территории России держатели сертификата на мат. капитал с ненулевым остатком независимо от времени, прошедшего с момента рождения соответствующего ребенка.
Тем не менее, уже 21 апреля 2022 года в Государственной Думе состоялось рассмотрение проекта закона, предусматривающего продление действия программы материнского капитала еще на один десятилетний период (до 31 декабря 2026 года) с трехкратным увеличением суммы выплаты — до 1.5 млн рублей при рождении или усыновлении третьего или последующего ребенка, то есть многодетным семьям. По результатам состоявшихся слушаний депутатами принято решение отклонить законопроект в первом чтении. Что же препятствует принятию такого закона сегодня? Подробнее…
Направлять средства маткапитала на погашение основного долга и уплату процентов по ипотеке до трехлетия ребенка можно было и раньше, однако на первоначальный взнос при получении нового кредита или займа средства по сертификату направлялись только по истечении 3 лет. Теперь это ограничение снято. Подробнее…
Пока не известно, получится ли урегулировать имеющиеся разногласия в ходе обсуждений или нет. В то же время проект закона уже обсуждался на совещании с вице-премьером Ольгой Голодец, где было принято предварительное решение продлить новую выплату до весны 2022 года, поскольку прием заявлений в случае принятия этого закона сможет начаться только осенью текущего года. Подробнее…
«Возможности дополнительного материального стимулирования процессов, связанных с рождаемостью, исчерпаны», – с таким заявлением выступил 14 января 2022 года глава Министерства труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. В связи с этим теперь приоритет Правительства будет направляться на реализацию других социальных программ. Об этом, в частности, говорит прогнозируемое сокращение выплат по программе материнского капитала и анонсированное замедление темпов его индексации на 2022 и 2022 годы. Подробнее…
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст.156 УК РФ).
Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.
В связи с этим предлагается абзац 2 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» дополнить следующей нормой права: «Размер выплаты, рассчитанной в соответствии с данным абзацем, запрещается ограничивать каким-либо образом».
Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка. В настоящее время оно существенно обновлено. 8 декабря 1995г. Государственной Думой принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 марта 1996г.
В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.