Механизмы Переселения Из Аварийного И Ветхого Жилья

Содержание

Переселение душ

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2022 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.

Ликвидация аварийного жилья

В настоящее время реализация программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

С 2022 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2022 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Механизмы Переселения Из Аварийного И Ветхого Жилья

«5.1) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;»;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

В частности, в маневренном фонде могут временно размещаться граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома (МКД) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Договоры найма жилого помещения маневренного фонда заключаются с такими гражданами до завершения расчетов с ними либо до предоставления им жилья, но не более чем на 2 года.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в отношении мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, распространяются на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей главой.

«8.1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.»;

Статья 16

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра;

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2022 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

Новые механизмы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда: вопросы законодательного регулирования»

введение особенностей использования земельных участков под многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, в том числе для строительства домов по программам переселения, социальных объектов, устройства общественных пространств (парков, скверов) в рамках программ благоустройства территорий, ограничение коммерческого использования;

За период 2014–2022 годов[1] из аварийного жилищного фонда площадью 10,67 млн. кв. м (99,0%) переселено 679, 3 тыс. человек (99,0 %)[2]. При этом в 11 субъектах Российской Федерации[3] не обеспечено достижение целевых показателей реализации программ переселения 2014–2022 годов, что привело к не расселению97,8 тыс. кв. м аварийного жилья, в котором проживает 6,24 тыс. человек.

Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2022 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2022 года № 80-р (далее – Стратегия), одним из основных приоритетов, целей и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства определено создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда. При этом, согласно Стратегии, для достижения поставленной цели необходимо завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Вместе с тем, при разработке новых постоянно действующих, системных механизмов, основанных на программном подходе к планированию и реализации мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, следует учесть те подходы и принципы, которые были сформулированы Минстроем России и поддержаны Президентом Российской Федерации на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, 4 мая 2022 года.

3.2. Обеспечить на регулярной основе направление в Федеральное Собрание Российской Федерации информации об основных результатах реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», а также мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в том числе мероприятий по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Это интересно:  Как Рассчитать Оплату По Уходу За Детьмиинвалидами В Часах

Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее пяти лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.

Включает в себя рыночную стоимость жилья с учетом общего имущества, земельного участка, понесенных затрат и упущенной выгоды (ст.32 Жилищного кодекса РФ).

ВАЖНО! Денежное возмещение не положено собственникам квартир, где проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. В этом случае можно только получить другое жилье.

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

ВАЖНО! Конкретные условия прописывают в договоре о передаче жилья. Проект договора собственнику квартиры должны направить заказным письмом с уведомлением о вручении. После этого у него есть 45 дней на то, чтобы обсудить условия и подписать договор. Если этот срок пропущен, квартиру могут изъять принудительно через суд с тем вариантом возмещения, которое истец укажет в исковом заявлении.

в графе 19 — планируемая стоимость жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

в графе 21 — планируемая стоимость жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

В план мероприятий рекомендуется включать основные показатели программы переселения, запланированные на весь период действия программы переселения и в разбивке по этапам, а именно: численность подлежащих переселению граждан, количество и площадь расселяемых жилых помещений, стоимость программы переселения.

Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по тому или иному способу реализации программы переселения рекомендуется дифференцировать в зависимости от муниципального образования субъекта Российской Федерации;

в графе 18 — планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

В целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – финансовой поддержки на реализацию указанных программ Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносится ряд изменений, направленных на уточнение понятия этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, функций Фонда, порядка использования земельных участков, на которых размещались многоквартирные дома, расселённые с использованием финансовой поддержки за счёт средств Фонда, порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда и об объёме такой поддержки, порядка принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки.

Правила и порядок получения сертификата при переселении из аварийного жилья

  • Государство выкупает 1 квадратный метр по цене 83 963 руб.
  • Покупаем столько же, сколько было, но не менее 33,5 кв.м
  • Гражданин должен принять решение – до 01.05.2022
  • Осуществляет покупку квартиры на территории любого городского округа Московской области — в течение 6 месяцев
  • Оплата договора купли-продажи квартиры, комнаты, жилого дома;
  • Оплата по договору по ДДУ;
  • Оплата по договору подряда на строительство жилого дома;
  • Оплата первого взноса по договору жилищного кредита, % по кредиту (ипотека);
  • Оплата разницы по договору мены
  1. Подача гражданином заявления в ОМСУ
  2. Подписание с гражданином соглашения о предоставлении субсидии (сертификата)
  3. Самостоятельный поиск гражданином жилого помещения
  4. Заключение договора на приобретение жилого помещения
  5. Перечисление субсидии по заключенному договору

Новая программа, предложенная Фондом ЖКХ, предполагает включение в программу аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 2022 года. Кроме того, в рамках программы планируется осуществить комплексное развитие территорий и создание наемного жилья.

Участниками программы в первую очередь станут те субъекты, которые уже выполнили обязательства по расселению аварийного жилья в рамках программы «Жилье и городская среда» на 2022-2024 годы. Среди регионов-участников на первоначальном этапе станут города Санкт-Петербург, Севастополь, а также Карачаево-Черкесия и Сахалинская область.

В пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ сообщили, что программа расселения аварийного жилья распространяется на многоквартирные дома, признанные аварийными после 2022 года. Общий бюджет программы составит 45 млрд рублей до конца 2024 года и будет распределен пропорционально объемам аварийного жилья в каждом субъекте.

В каждом регионе действует собственная программа переселения граждан из аварийного жилья. Все многоквартирные дома, признанные аварийными, автоматически включаются в региональную программу, и для них формируется график расселения. Плановую дату можно посмотреть в федеральном реестре аварийных домов.

Механизмы Переселения Из Аварийного И Ветхого Жилья

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Таким образом, предоставляемое по договору социального найма жилое помещение, соответствующее тем условиям, о которых я сказала, но расположенное в другом районе г. Саратова, отвечает требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обе квартиры расположены на территории одного муниципального образования.

Процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. Поэтому собственникам либо нанимателям жилых помещений необходимо обратиться с заявлением в межведомственную комиссию органа государственной власти или местного самоуправления по месту нахождения дома, приложив к нему необходимые документы, такие как: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Комиссия должна рассмотреть заявление в течение 30 дней с момента регистрации. По результатам его рассмотрения может быть принято одно из следующих решение: помещения соответствуют установленным требованиям; выявлены основания для проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания либо признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу; об отсутствии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

К примеру, администрацией муниципального образования «Город Саратов» определены мероприятия по отселению жильцов из аварийного дома № 220 по ул. Новоузенской в г. Саратове, а также формированию земельного участка: отселение произвести до 12.06.2022, снос – 16.12.2022. До настоящего времени дом не расселен и не снесен, земельный участок не сформирован.

Признавайте МКД аварийным и расселяйте жильцов по новым правилам

— сформулировал основание, по которому МКД признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
— дополнил правила работы с документами, которые орган МСУ получает и оформляет после оценки и обследования дома;
— предусмотрел новые механизмы расселения из аварийного жилья;
— определил, по каким аварийным домам решение о сносе или реконструкции принимает орган МСУ;
— установил новый порядок расчета суммы возмещения за изымаемое помещение.

Законодатель установил более конкретные правила работы комиссии по оценке и обследованию МКД. Именно она решает, есть ли основания признать дом аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Свои выводы комиссия излагает в заключении. Его оформляют на бланке из приложения № 1 к Положению № 47.

Когда местные власти расселяют аварийный дом, они изымают жилье для муниципальных нужд. При этом собственникам жилых помещений нужно выплатить возмещение. Включайте в эту сумму рыночную стоимость не только помещения и общего имущества в МКД, но и земельного участка, на котором расположен дом. Это требование указано в новой редакции части 7 статьи 32 ЖК. Увеличение размера возмещения — это дополнительная мера поддержки граждан, которых переселяют из аварийного жилищного фонда.

Региональные власти могут вводить для собственников квартир в аварийных МКД дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Например, регион может предоставить таким гражданам субсидии, чтобы возместить часть затрат на покупку нового жилья. Те, кто владеет квартирой в аварийном доме и решил купить новую в кредит, могут рассчитывать на компенсацию по ипотечным займам. При этом для субсидирования льготной ипотеки и создания маневренного жилого фонда можно будет использовать средства федерального бюджета.

Новые меры поддержки будут доступны не всем жильцам домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными. На дату признания МКД аварийным у собственника не должно быть в собственности других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания. Регион не окажет поддержку и тем, кто снимает другое жилое помещение по договору аренды или занимает его на условиях социального найма.

Комплексное развитие территорий: как будет работать новый механизм расселения старых домов

С этого года регионы смогут применять новый подход к обновлению городской застройки — закон о комплексном развитии территорий (КРТ) уже действует. Он дает региональным властям право сносить неаварийные дома и определяет ключевые правила переселения жильцов в новостройки. Мы разобрали, какие объекты попадут под снос, как будут возмещать стоимость квартир и можно ли выйти из такой программы.

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

Это интересно:  Розничная торговля одеждой оквэд 2022

Включает в себя рыночную стоимость жилья с учетом общего имущества, земельного участка, понесенных затрат и упущенной выгоды (ст.32 Жилищного кодекса РФ).

ВАЖНО! Денежное возмещение не положено собственникам квартир, где проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. В этом случае можно только получить другое жилье.

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее пяти лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.

в графе 18 — планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

3.4. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить необходимость доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, а также рекомендуется разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.

1.1. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с частью 2.3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2022, N 52, ст. 7791) (далее — Федеральный закон) в целях методического обеспечения формирования субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее — программы переселения).

2.1.4. обоснование потребности в объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств.

в графе 14 — суммарный расчетный размер экономии бюджетных средств. Рекомендуется приводить справочно в целях оценки возможных затрат бюджетов в случае, если бы переселение осуществлялось с использованием бюджетных средств. Рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 15, 16 (сумму средств, образовавшихся в результате переселения граждан без использования бюджетных средств, в свободный муниципальный жилищный фонд, по договорам, обязательства по переселению граждан по которым возложены на иных лиц);

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2022 год).

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2022–2022 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2022 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.

Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Программа переселения из аварийного жилья продвигается темпами сверх планки, установленной национальным проектом — первый замглавы Фонда содействия реформированию ЖКХ

Он напомнил, что Президентом РФ поставлена задача по объемам этого года выйти на расселение 130 тысяч граждан. «Если ориентироваться на этот показатель, то у нас уже расселены 97 тыс человек, что соответствует текущему уровню выполнения — 74,6%. С учётом темпов, набранных субъектами РФ по реализации этого проекта, мы ориентируемся на то, что показатель в 130 тыс граждан по итогам года будет достигнут», — отмечает Рурин.

«Это очень масштабная программа. Если оценить ее за весь период, то из аварийного жилья переселены почти 1 млн 300 тысяч наших граждан. Это очень большой объём. Мы постоянно развиваем и совершенствуем механизмы расселения. Сейчас в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» расселение тоже идёт достаточно активно», — сказал Рурин во вторник на онлайн пресс-конференции в «Интерфаксе».

Первый замглавы Фонда отметил, что в 2022 году будет происходить объединение с Фондом дольщиков. «Это влечёт за собой дополнительные мероприятия, которые будут направлены на снижение рисков с тем, чтобы ритмичный ход реализации программы переселения не был нарушен. Напомню, что именно сегодня в Государственной думе в первом чтении рассматривается законопроект об объединении фондов», — сказал Рурин.

В следующем году ещё 20 регионов планируют выйти на завершение программы. «В этом плане очень помогает Правительство РФ, которое находит возможность сдвижки объёмов финансирования влево. В том году сумма сдвижки составила 50 млрд рублей, в этом году — фонд уже получил 13 млрд. Сейчас рассматривается вопрос о возможности предоставления дополнительных объёмов финансирования до 79 млрд рублей», — сказал Рурин.

«Это стало возможным за счёт реализации целого комплекса мер, предпринятых в начале этого года. Наиболее существенное влияние оказал запуск механизма ускоренного финансирования программ сверх текущих лимитов финансирования регионов. Мы сделали возможным использование тех кассовых остатков, которые образуются у нас в плановом порядке на конец каждого года», — сказал он.

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам в 2022 году

Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2022 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2022 году.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.
Это интересно:  В Какую Сумму Я Уложусь Чтобы Поменять Права

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.

Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу

Предварительное уведомление об изъятии жилого помещения
Собственнику жилого помещения направляется уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

Варианты возмещения за изымаемое жилье
При определении размера возмещения за жилое помещение собственник может рассчитывать на выплату ему рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также на возмещение всех убытков, причиненных изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения.
По общему правилу размер такого возмещения не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. Исключение составляют случаи приобретения жилого помещения по договору, в котором отчуждение помещения производится бесплатно (например, по договору дарения). В этом случае размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного помещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2022 N 15026-МЕ/06).
Следует учесть, что в выкупную цену жилого помещения не включаются вложения, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления об изъятии жилого помещения до заключения договора о его выкупе и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование помещения по назначению (пп. «з» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14).
Органы государственной власти субъекта РФ могут устанавливать дополнительные меры поддержки (в частности, в виде субсидий на приобретение (строительство) жилья или возмещение расходов на уплату процентов по соответствующему кредиту) для собственников жилых помещений, у которых на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ; п. 3 ч. 6 ст. 16 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; Информация Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

Особенности сноса аварийных многоквартирных домов
После выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и вынесения межведомственной комиссией соответствующего заключения уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления в течение 30 календарных дней, а в случае обследования жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней принимает решение о сносе такого дома, а также издает распоряжение о сроках отселения граждан (п. п. 7, 47, 47(1), 49 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Если дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, будет определен именно в этой программе. При этом собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме предоставляется право выбора между получением возмещения за изымаемое у них жилое помещение или предоставлением им другого жилого помещения (ч. 2 ст. 16, ст. 20.15 Закона N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022).
В случае сноса аварийного многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом расходов на снос и оказанные ранее услуги и (или) выполненные работы распределяются между собственниками помещений в этом доме пропорционально размеру уплаченных ими и предшествующими собственниками взносов на капитальный ремонт (ч. 2 ст. 174 ЖК РФ).

Особенности сноса многоквартирных домов, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки
В случае принятия в установленном порядке Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой местной администрации решения о комплексном развитии территории жилой застройки и включения многоквартирного дома в указанное решение помещения в таком доме подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность либо в собственность лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории (ч. 1, 2 ст. 32.1 ЖК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 65, ч. 1 — 6 ст. 66, ст. 67 ГрК РФ).
Собственникам жилых помещений в таком доме взамен освобождаемых помещений предоставляется возмещение в размере рыночной стоимости жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также стоимости всех причиненных изъятием помещения убытков, либо по заявлению собственника другое равнозначное жилое помещение, соответствующее стандартам, установленным субъектом РФ.
Кроме того, собственники жилых помещений вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат.
Следует также учитывать, что предоставление возмещения не допускается, если в изымаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане (ч. 3, 4, 7, 21, 22 ст. 32.1 ЖК РФ).
Предоставление возмещения за жилое помещение или другого жилого помещения осуществляется на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение. К такому договору в зависимости от ситуации применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене (ч. 9, 10, 11 ст. 32.1 ЖК РФ).
Если указанный договор не заключен в течение 45 дней со дня получения собственником помещения его проекта, лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению такого договора, об освобождении жилого помещения и передаче его в собственность истцу (ч. 14 ст. 32.1 ЖК РФ).
При этом, если у собственника изымаемого жилого помещения не имеется в собственности иных жилых помещений, по его заявлению за ним сохраняется право пользования указанным помещением на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме, если более продолжительный срок не определен в договоре (ч. 5 ст. 32.1 ЖК РФ).
Собственники жилых помещений, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которым были предоставлены другие жилые помещения, сохраняют право состоять на указанном учете (ч. 12 ст. 32.1 ЖК РФ).

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры. Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру