Перевод Земель Сельхозназначения В Другую Категорию 2022

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

  • кадастровые данные земельного участка;
  • месторасположение участка;
  • форма, в которую требуется осуществить перевод;
  • мотивированные причины вносимых изменений;
  • документы, подтверждающие обладание территорией.
  • изъятие участка по распоряжению администрации либо исполнительного комитета;
  • ликвидация постоянного или временного права на пользование землей, истечение срока аренды земельной территории;
  • по ходатайству лица, пользующегося территорией.
  1. Сельскохозяйственного предназначения. Они находятся за границами населенных объектов и предоставлены для выращивания сельскохозяйственной продукции.
  2. Населенных пунктов. Участки предусмотрены для застройки.
  3. Промышленные. Эти территории находятся за границами населенных пунктов и реализуются для размещения предприятий, заводов.
  4. Особо охраняемые области. Данные участки не входят в состав хозяйственного оборота. На них размещаются объекты, имеющие специальное значение для культуры, природы, оздоровления и т. п.
  5. Принадлежащие лесному фонду. Территории с насажденным лесом либо нелесные, но используются для развития лесного хозяйства.
  6. Водного фонда. На таких территориях располагаются реки, озера, ледники, водохранилища, гидротехнические объекты.
  7. Земли запаса. Они находятся в ведомстве государства или муниципального образования. Доступ физических и юридических лиц к таким участкам запрещен.

Для смены лесной земли в императивном порядке требуется оформление экологической экспертизы. Длительность осуществления исследований не может превышать 4 месяца. При дополнительных сложностях срок может быть продлен, но не более чем на 2 месяца. Итог экспертизы может содержать как положительные, так и отрицательные выводы. Положительное заключение — необходимое требование для смены категории лесной территории.

В большинстве случаев лесные земли меняют категорию при увеличении территории города либо иного населенного объекта. В такой ситуации разрабатывается генеральный план. План в неукоснительном порядке рассматривается в Министерстве природных ресурсов. Орган может как одобрить проект, так и отказать в его реализации.

  • характеристики и кадастровый номер участка (сведения должны соответствовать данным правоустанавливающих документов на землю и кадастрового паспорта);
  • основания для внесения изменений;
  • наименование бывшей и вновь присвоенной категорий участка и его вида разрешенного использования.

Изменения, указанные в акте, вступают в силу после внесения соответствующих данных в Государственный Кадастр Недвижимости. Данная процедура может длиться до 2 месяцев со дня принятия решения. О ее завершении собственник участка должен быть уведомлен. После получения данного извещения владелец земли имеет право начать строительство жилого дома на участке, получившем статус объекта, предназначенного для ИЖС.

  • возможность законного строительства жилого дома и его эксплуатации;
  • гарантированное получение разрешения на оформление постоянной регистрации по месту проживания и получение почтового адреса;
  • подключение дома к инженерно-техническим сетям;
  • приоритетное право на прокладку и расчистку подъездных путей;
  • присвоение постройке статуса жилого дома, что сопровождается повышением стоимости объекта недвижимости.

Ходатайство о переводе земель сельхозназначения в ИЖС составляется в свободной форме. Документ должен содержать следующую информацию:

  • паспортные данные собственника земельного объекта;
  • кадастровый номер участка;
  • реквизиты документов, подтверждающих право собственности заявителя на землю и на недвижимость, расположенную на ней (при наличии);
  • действующая категория и вид разрешенного использования участка;
  • желаемая категория и вид разрешенного использования участка;
  • изложение сути просьбы и ее обоснование.

Согласно законодательству РФ, существует несколько категорий земельных участков, одна из которых — объекты сельскохозяйственного назначения (СХН). У многих собственников со временем возникает желание возвести на них жилые постройки. Но нецелевое использование земель в России строго запрещено действующим законодательством. В связи с этим владельцы участков СХН часто задумываются о том, как перевести землю из сельхозназначения в ИЖС.

Федеральный закон от N 172-ФЗ (ред

1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 15. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю

2) абзац второй статьи 12 дополнить словами «, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу».

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Положения абзаца первого части 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

Положения части 4_1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г

21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г., 7 июня 2013 г., 31 декабря 2014 г., 20 апреля 2022 г., 1 мая, 3 июля 2022 г., 29 июля 2022 г., 27 декабря 2022 г., 1 мая 2022 г., 28 июня, 2 июля, 30 декабря 2022 г.

Это интересно:  Что нужно чтобы признали малоимущей семьей в московской области

Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель. Устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую: порядок инициирования перевода земель, содержание ходатайств и условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений. Кроме того, устанавливаются особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю.

Сначала перевод категории земельного участка, потом строительство

Для того, чтобы инициировать перевод категории земельного участка, заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые уполномочены на рассмотрение такого ходатайства.

  1. органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ;
  2. уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

Практика показывает, что данная процедура может занимать от 3 месяцев до года и более. Встречаются и такие случаи, когда прежде чем подготовить пакет документов для перевода земельного участка из одной категории в другую, необходимо провести работы по внесению изменений в генеральный план населенного пункта, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках и прочее.

Учитывая нормы действующего законодательства РФ, перевод земельного участка из одной категории в другую требует определённого пакета документов, обоснования. Это занимает очень много времени, а иногда перевод категории земельного участка вообще не возможен.

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя (паспорт, Выписка из ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
  • Согласие заявителя на передачу и обработку его персональных данных;
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок, выданная не более чем за 6 месяцев до подачи заявителем ходатайства о переводе;
  • Согласие правообладателя земельного участка на перевод, заверенное надлежащим образом, за исключением случая, если правообладателем участка является лицом, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
  • Заключение органа местного самоуправления о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории с приложением к указанному заключению фрагментов карт документов территориального планирования с нанесенными границами земельного участка в соответствии с выпиской из ЕГРН;
  • Заключение государственной экологической экспертизы, в случае если ее проведение предусмотрено законодательством РФ;
  • Акт органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными ресурсами, соответствующего муниципального образования Оренбургской области о создании особо охраняемой территории и объектов либо о создании особо охраняемых природных территорий или отнесении земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (в случае перевода на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ);
  • Утвержденный проект рекультивации земель (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых для добычи полезных ископаемых, лицензия на право пользования недрами, горноотводный акт, документы, содержащие сведения о местоположении земельных участков относительно границ предоставленного горного отвода (в случае перевода на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ);
  • Утвержденный проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ);
  • Заключение органа местного самоуправления об отсутствии иных вариантов размещения объектов (в случае перевода на основании пунктов 4, 7, 9 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ);
  • Обоснование площади земельного участка, согласованное с органом местного самоуправления, за исключением перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ;
  • Правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект недвижимости в случае наличия на земельном участке зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, при отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на соответствующие объекты недвижимости;
  • Согласие правообладателя объекта недвижимости на перевод в случае наличия на земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • Решение о консервации земель (в случае перевода на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Закон № 172-ФЗ).

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Земли, выделенные под ведение сельского хозяйства, все чаще попадают под внимание тех, кто желает обзавестись загородным домом. Тем более что стоимость их дешевле, чем в черте населенного пункта. Вот только для использования сельхозземель по иному назначению их сначала нужно перевести в другую категорию по всем правилам российского законодательства.

На практике часто прибегают не к смене назначения сельскохозяйственных земель, если хочется возвести на них жилое строение, а к юридическому закреплению использования сельхозучастка под жилищное строительство. Но подобную процедуру можно осуществить, если сельскохозяйственная земля представляет собой дачный надел или участок для садоводства.

Перевод в иную категорию регулируется ЗК РФ, Градостроительным кодексом РФ, федеральными и местными законодательными актами. Процедура осуществляется только при наличии на то оснований, предусмотренных законом, грамотно оформленных документов на земельный участок и правильно составленного ходатайства, которое нужно направить в исполнительные органы.

Чаще всего земли сельскохозяйственного назначения пытаются перевести в иную категорию для возведения на них жилых домов. Такой перевод, согласно законодательству РФ, можно осуществить, только если присвоить участку категорию земель населенного пункта, на что, опять же, должны быть основания. Ими могут стать расположение угодья вблизи от границы населенного пункта по генплану, а также планирование резерва для развития территории населенного пункта и изменение назначения сельскохозяйственных зон на перспективу. В противном случае перевести надел в иной вид для получения разрешения на постройку на нем строительства будет практически невозможно и невыгодно.

  • изменения черты расположенного рядом населенного пункта;
  • создание особо охраняемой природной территории;
  • вынужденном размещении объекта промышленности на сельхозземле;
  • консервации надела;
  • строительства линии электропередачи, дороги или добычи полезных ископаемых в случае, когда есть утвержденный проект рекультивации сельскохозяйственного участка;
  • вынужденного размещения объектов коммунально-бытового вида.

Как поменять категорию земли

Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на «земли, где можно возводить частный дом», не получится. Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории. В этом плане администрация района должна предусмотреть такое изменение. Только в этом случае собственник имеет право подать ходатайство в администрацию о смене категории земельного участка.

Во-первых, при изменении категории земли поменяется и налог на нее. Но если землю в другой статус не перевели, а на участке сельхозназначения разрешили построить жилой дом, то налоговая ставка останется прежней. Покрытие изменения кадастровой стоимости участка — вот самая затратная часть. И платить за это должен собственник. Сумма может достигать 30% от стоимости земли. На стоимость процедуры повлияют также размер участка, услуги по подготовке документов, создание проекта будущего дома, а если будет необходимо, то и экологическая экспертиза.

Еще до того, как запускать весь процесс, стоит учесть и другие факторы. Например, в смене категории откажут, если экологическая экспертиза оказалась отрицательной; если целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам; если участок относится к таким категориям, как пастбище, луг или нечто подобное.

Согласно законам Российской Федерации, все земли делятся на ряд категорий: населенных пунктов; сельхозназначения; промышленного и социального назначения, а также некоторые другие. Только на земельных участках первых двух категорий закон разрешает строить жилье, и только эти территории имеют все права, чтобы устроить комфортную жизнь.

Иначе дело обстоит с видами разрешенного использования. Их поменять можно и даже проще, чем несколько лет назад. Если в вашей территориальной части Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) вы как собственник участка имеете право изменить ВРИ, тогда просто следуйте инструкции.

  • ФИО, адрес и паспортные данные заявителя;
  • Номер свидетельства ЕГРЮЛ – для организаций;
  • Кадастровый номер и адрес участка;
  • Действующая и предпочитаемая категории земли;
  • Основания для смены категории;
  • Вид права на участок;
  • Данные о площади и целевом назначении земли;
  • Сведения о решении экологической комиссии.

Ходатайство о смене категории земли является своеобразной формой заявления в органы власти. Точная форма ходатайства для каждого субъекта РФ утверждается местными властями. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ № 172, в ходатайстве обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  • Участки, подлежащие переводу, не представляют ценности для сельского хозяйства;
  • Запрашиваемая категория не противоречит плану по развитию данной территории на ближайшие годы, принятому местными властями;
  • Получено положительное заключение экологической экспертизы.

Все земельные участки в РФ относятся к категориям, определяющим возможную деятельность на таких участках. Участки сельскохозяйственной категории предназначены для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также для строительства жилья в ограниченном объёме. Чтобы осуществлять на сельскохозяйственных землях иную деятельность, нужно перевести эти земли в другую категорию.

Это интересно:  Новости союза чернобыль россии в 2022 году

Для получения согласия экологической комиссии на смену категории земельного участка нужно обратиться в региональное отделение Росприроднадзора и заказать проведение экспертизы. Её стоимость устанавливается местным законодательством, а сроки выдачи заключения могут составлять 1-4 месяца.

Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения.

  1. Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
  2. Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
  3. Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
  4. Водный фонд.
  5. Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
  6. Лесной фонд (читайте: как бесплатно получить лес от государства).
  7. Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2022 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости.

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • согласие правообладателя участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (Правительство РФ – в течение трех месяцев) принимает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  • обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую;
  • права на земельный участок.

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых в деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Актуальные вопросы в области земельных отношений, связанные с переводом земельных участков из одной категории в другую

При рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую осуществляется сравнение кадастровой стоимости земельных участков со средним удельным показателем кадастровой стоимости по муниципальному району Волгоградской области, утвержденным распоряжением Мингосимущества Волгоградской области от 27.11.2013 № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области».

В Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014, отражена позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, состоящая в том, что запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства. Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

За разъяснениями по данному вопросу комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обращался в Министерство экономического развития Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

Следует отметить, что в данном случае речь идет о земельных участках, предназначенных для размещения непосредственно самих линейных объектов, т.е. земельных участках попадающих (в соответствии с утвержденным проектом планировки территории) в постоянный отвод земель, формируемый для размещения указанных объектов. На земельные участки, попадающие во временный отвод и используемые на период строительства, действие указанной правовой нормы не распространяется.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г., 7 июня 2013 г., 31 декабря 2014 г., 20 апреля 2022 г., 1 мая, 3 июля 2022 г., 29 июля 2022 г., 27 декабря 2022 г., 1 мая 2022 г., 28 июня, 2 июля, 30 декабря 2022 г.

Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель. Устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую: порядок инициирования перевода земель, содержание ходатайств и условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений. Кроме того, устанавливаются особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю.

  1. Копия российского паспорта землевладельца.
  2. Выписка из ЕГРН (либо свидетельство о праве собственности).
  3. Расчет потерь сельхозпроизводства, которые возможны в результате изменения статуса земли (составляется сотрудниками Комитета по землеустройству).
  4. Выписка из кадастра.
  5. Положительное заключение экологов.

Землевладельцам, желающим перевести участок в категорию ИЖС, стоит знать, что для перевода должны быть веские основания. Кроме того, процедура требует немалых расходов. Если после смены статуса надела государство потеряет в кадастровой стоимости – собственника обяжут возместить разницу.

  1. Расположение участка рядом с населенным пунктом либо на территории, которая войдет в него в перспективе.
  2. Наличие положительного заключения специалистов-экологов.
  3. Отсутствие ограничений на перевод земли на федеральном уровне.
  4. Перевод может быть осуществлен только в рамках утвержденного плана градостроительства.
  • Результаты экологической экспертизы не позволяют выдать разрешение.
  • Целевое назначение надела противоречит землеустроительным документам.
  • На законодательном уровне имеются ограничения, не позволяющие перевести участок в ИЖС.
  • В результате смены статуса участка государство потеряет больше половины кадастровой стоимости.
  • Участок имеет особое назначение (например, на нем производится выпас животных).

На стоимость изменения статуса надела влияют разные факторы. Цена зависит от площади территории, ее кадастровой стоимости, затрат на экологическую экспертизу, потребности в юридической помощи. В зависимости от сложности задачи юристы берут за такие услуги от 15 000 руб. Общая сумма расходов иногда достигает нескольких сотен тысяч рублей. Правда, в случае успешного исхода дела вложения вполне могут окупиться.

Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую в 2022 году

  • в нормах федерального законодательства указаны прямые запреты для совершения перевода конкретных категорий;
  • законодательством предусмотрено осуществление экологических анализов, заключение которых оказалось отрицательным;
  • запрашиваемое целевое предназначение не подходит для предъявляемой технической документации.
  • изменилась линия границы населенного объекта;
  • в будущем нет возможности пользоваться лесной территорией для определенной цели;
  • лесохозяйственные нужды стали неактуальны.
  • изъятие участка по распоряжению администрации либо исполнительного комитета;
  • ликвидация постоянного или временного права на пользование землей, истечение срока аренды земельной территории;
  • по ходатайству лица, пользующегося территорией.
Это интересно:  Что дают за 3 ребенка в 2022 году в россии омск

Перевод таких территорий может быть возможен только в ситуации, если участки были включены в состав административных границ. Как правило, получить одобрение на смену категории в большинстве вариантов невозможно. В практике встречается мало случаев, когда переход получалось оформить.

Изменить целевое предназначение данных территорий сложно. Сменить категориальную форму таких участков может исключительно Правительство РФ соответствующим распоряжением. Категориальное изменение участков лесного фонда, как правило, длится больше года.

3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

41. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 21, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно. (Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.04.2022 № 102-ФЗ)

21. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о принадлежности земельного участка, предоставленного в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к определенной категории земель или об изменении принадлежности земельного участка к определенной категории земель осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом принятие решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую не требуется. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2022 № 119-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 03.07.2022 № 361-ФЗ, от 28.06.2022 № 226-ФЗ)

Каковы особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и как он осуществляется

Перевод территории из одной категории в иную необходим потому, что использование земли не по целевому назначению запрещено российским законодательством (о том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы рассказывали в нашей статье). Сельскохозяйственные пространства подлежат особой охране как ресурс государственной важности.

  1. Правительство России, если речь идет о землях в государственной собственности.
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в отношении территорий, находящихся в собственности субъектов России и земель сельскохозяйственного назначения в частной собственности.
  3. Органы местного самоуправления – если речь идет не о сельхоз землях.
  1. данные из государственного земельного кадастра со сведениями о земельном объекте;
  2. копия паспорта гражданина либо выписка ЕГРИП или ЕГРЮЛ для ИП и юридических лиц;
  3. данные из Росреестра;
  4. заключение государственной экологической экспертизы, если предполагается изменение земли сельхозназначения на особо охраняемую природную территорию;
  5. согласие собственника земли.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента получения заявителем ответа; в случае упущения срока по уважительной причине, акт об отказе возможно обжаловать и за пределами этого срока. Четкого указания, подлежит ли обжалованию в суде возврат прошения без рассмотрения, в законе не дается.

Госпошлина будет составлять 30% от кадастровой стоимости земельного объекта (о методике расчета стоимости участка сельскохозяйственного назначения, можно узнать здесь). Чтобы ее узнать, на сайте Росреестра можно получить в течение пяти дней выписку из государственного кадастра, либо подать заявку в многофункциональный центр.

В исковом документе, которое направляется в суд, заявитель должен требовать отмены отказа в предоставлении услуги и внесения информации в ЕГРН. Если отказ был сформирован на стадии рассмотрения пакета документов, заявитель перевода категорий земель должен попросить суд признать такое решение незаконным. При этом обязательно указываются результаты досудебной процедуры.

  • Если земельный участок находится в рамках компетенции субъекта федерации, тогда будущий землепользователь должен обратиться в департамент земельных ресурсов. Однако чаще услугу предоставляет городской или районный комитет по управлению земельными и имущественными отношениями.
  • В случае, если обращение отправлено лицом, которое не имеет право собственности на заявленный участок или же у него не имеется соответствующей доверенности от собственника, заверенной нотариальной печатью, в преобразовании категории наделов будет отказано.
  • Обязательный отказ перевода земли из сельхозназначения в промышленную категорию поступит также в случае, если заявитель предоставил недостоверные сведение о себе или неполный пакет документов (уточнить его можно у органов местного самоуправления, так как для каждого региона он может быть разным).
  • В случае, когда заявитель предоставил все необходимые документы строго по форме, предусмотренной действующим законодательством, рассмотрение обращения и принятие решения осуществляется в течение двух месяцев.
  • Принятое решение выносится в формате акта, оформленного соответствующим образом, который устанавливается на неограниченное время. Готовый документ отправляется заинтересованному лицу строго в течение 14 дней с момента принятия решения. В этом акте должна присутствовать вся информация в соответствии со статьей 3 основного закона о переводе земель.

Когда подается жалоба, обязательно устанавливается точный срок ответа на нее. Его можно отслеживать, отправив документ заказным письмом с уведомлением о получении. Бывает такое, что претензия, направленная заявителем, лично не срабатывает, тогда подается иск в суд.

  • кадастровый номер земельного участка;
  • подтверждение с указанием, к какой категории на данный момент относится выбранный надел;
  • письменное обоснование (возможно даже заверенное нотариусом), в котором дается четкое объяснение тому, для чего необходима смена категории земли;
  • документ, подтверждающий право на владение выбранным участком.
  • существование запрета на преобразование земельного участка, регламентированного правовым актом федерального или регионального значения;
  • на основании экологической экспертизы;
  • будущее целевое использование не совместимо с объявленной категорией земли.

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

  • В Росреестре на земельный участок написано: Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения Разрешенное использование: Для ведения гражданами садоводства и огородничества по документу: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
  • Одновременно в ПЗЗ написано: СХ-3 — Зона сельскохозяйственного производства. ПЗЗ приложено к официально подписанному Постановлению Администрации Раменского городского округа МО.

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Исходя из общей практики, мы пользуемся сведениями из ЕГРН. Если по документу указано, что земельный участок предназначен для садоводства с правом возведения жилого дома, то ориентируемся на данные сведения. В случае, если возникают резонные вопросы или разумные сомнения относительно таких данных, как целевое назначение, вид разрешенного использования, нахождение участка в той или иной градостроительной зоне — вы имеете полное право составить простое письменное обращение в Росреестр и администрацию вашего муниципального образования.

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру