Начисление Резерва По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2022

Резерв по сомнительным долгам

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

ПРИМЕР 1. В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.
  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2022 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2022 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

  • задолженность покупателей,
  • заказчиков,
  • поставщиков,
  • подрядчиков,
  • прочих должников,
  • задолженность учредителей,
  • работников по оплате труда,
  • по подотчетным суммам.

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2022 N 07-04-09/2355).

НК РФ Статья 266

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2022 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

Это интересно:  Тест Онлайн Для Внж С Ответами 2022

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

При этом не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет. Иными словами, наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчет резерва не обязательно (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612).
Учесть задолженность при создании резерва можно, даже если есть взаимозависимость с должником (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2010 N КА-А40/8149-10, ФАС Уральского округа от 07.07.2009 N Ф09-4588/09-С3).
Для целей налогообложения не является сомнительной задолженность:
— по предоплате, если поставщик не отгрузил товар (Письма Минфина России от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398, от 07.10.2005 N 03-03-04/1/257, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2007 N Ф04-5218/2007(36844-А67-37) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 24.10.2007 N 13279/07));
— по штрафным санкциям за нарушение условий договора (Письма Минфина России от 23.09.2010 N 03-03-06/1/612, от 19.03.2010 N 03-03-06/2/52);
— по договорам коммерческого кредита (Письмо Минфина России от 06.05.2011 N 03-03-06/1/283);
— по договорам займа и договорам уступки права требования (Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 N КА-А40/2553-10 по делу N А40-95723/08-98-494 (Определением ВАС РФ от 02.08.2010 N ВАС-8816/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
В отношении лизинговых и арендных платежей специалисты Минфина России придерживаются следующей позиции. Налогоплательщики, которые не получили лизинговые или арендные платежи, вправе формировать резерв по сомнительным долгам, если предоставление имущества в аренду (лизинг) является их уставным видом деятельности и осуществляется регулярно (Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594).
Аналогичной позиции придерживается и ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 16.06.2008 по делу N А38-4655/2007-4-425).

Отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного или налогового периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Если отчетным периодом по налогу на прибыль для организации является квартал, то отчисления в резерв по сомнительным долгам относятся на внереализационные расходы в последний день квартала.
Если же организация отчитывается по налогу на прибыль ежемесячно, то отчисления в резерв по сомнительным долгам ей необходимо включить в состав внереализационных расходов на последнее число каждого месяца.

Пример 5. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль ежеквартально. С такой же периодичностью организация проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам.
Предположим, что в I квартале 2011 г. организация создала резерв по сомнительным долгам в размере 2 360 000 руб. В апреле за счет резерва была списана безнадежная задолженность в размере 860 000 руб. Остаток неиспользованного резерва по сомнительным долгам составляет 1 500 000 руб.
На основании инвентаризации, проведенной на 30 июня 2011 г., была выявлена сумма сомнительной задолженности в размере 18 000 000 руб., по которой резерв не создавался, в том числе:
— со сроком возникновения до 45 дней — 10 000 000 руб.;
— со сроком возникновения от 45 до 90 дней — на сумму 6 000 000 руб.;
— со сроком возникновения свыше 90 дней — на сумму 2 000 000 руб.
Рассчитаем величину резерва по сомнительным долгам:
6 000 000 руб. x 50% + 2 000 000 руб. = 5 000 000 руб.
При этом величина резерва не должна превышать 10% выручки от реализации за I полугодие.
Величина выручки за I полугодие составила 35 400 000 руб., в том числе НДС — 5 400 000 руб. Следовательно, величина резерва не может превышать 3 540 000 руб. (35 400 000 руб. x 10%).
В состав внереализационных расходов за II квартал организация может включить отчисления в резерв по сомнительным долгам в размере 2 040 000 руб. (3 540 000 руб. — 1 500 000 руб.).

Пример 4. Продолжим рассматривать условия предыдущего примера.
По итогам I квартала 2011 г. организация создала резерв по сомнительным долгам в размере 2 360 000 руб. Отчисления в резерв были сделаны по сомнительной задолженности:
— ООО «Вэй» — в размере 1 000 000 руб.;
— ООО «Бриг» — в размере 500 000 руб.;
— ООО «Астра» — в размере 860 000 руб.
Предположим, что 15 апреля 2011 г. организация «ООО «Астра» погасила свою задолженность в размере 1 000 000 руб. По этой задолженности организация сформировала резерв по сомнительным долгам только в размере 860 000 руб., поскольку сумма резерва была ограничена показателем 10% выручки от реализации. Следовательно, организация должна включить сумму резерва в размере 860 000 руб., сформированного в счет дебиторской задолженности ООО «Астра», в состав внереализационных доходов.

Пример 7. 30 октября 2011 г. организация реализовала товар на сумму 1 000 000 руб. Оплата от покупателя не поступила. Дебиторская задолженность не была обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
На момент инвентаризации дебиторской задолженности 31 декабря 2011 г. 45 дней с момента возникновения долга истекли, поэтому организация может включить в резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность в сумме 500 000 руб. (1 000 000 x 50%).
Выручка от реализации за 2011 г. составила 10 000 000 руб. Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки, составляет 1 000 000 руб. (10 000 000 руб. x 10%).
Поскольку размер резерва, рассчитанный исходя из срока возникновения задолженности, меньше его максимальной величины, организация вправе включить в резерв по сомнительным долгам 500 000 руб.
По состоянию на 31 марта 2012 г. срок сомнительной задолженности покупателя превысил 90 календарных дней. Выручка организации за I квартал 2012 г. составила 3 000 000 руб. Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки, составляет 300 000 руб. (3 000 000 x 10%).
Таким образом, организация может включить в состав резерва по сомнительным долгам за I квартал 2012 г. только 300 000 руб. задолженности покупателя.
Поскольку остаток резерва, перенесенного на 2012 г. (500 000 руб.), превышает максимальную сумму резерва (300 000 руб.), организации необходимо включить в состав внереализационных доходов 200 000 руб. (500 000 руб. — 300 000 руб.).

Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен пунктом 35 ПБУ 4/99.

Это интересно:  Бустер Запретили Или Нет

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Резервы по сомнительным долгам учет, проводки

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.
  • создание резерва обязательно для любой просрочки для любых экономических субъектов;
  • РФ нужно создавать даже тогда, когда возвращение денег ещё только рискует стать сомнительным, то есть демонстрирует 1-2 признака или появилась информация о финансовых проблемах контрагента;
  • разрешается составить свои критерии оценки сомнительности и даже собственные правила расчёта объёма РФ.

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2022 году

Создавать резервы по сомнительным долгам и включать их в расходы для целей налогообложения могут только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, то есть при применении УСН такой резерв в налоговом учете не создается (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).

— если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде;

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления.

Следует учитывать, что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва – она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 5% от выручки).

Аналогично происходит корректировка резерва по итогам года. Однако в этом случае важно учитывать: будете Вы создавать резерв в следующем году или нет. Если резерв будет создаваться, то его остаток на 31 декабря можно перенести на следующий год описанным выше способом. Если резерв не будет создаваться, то остаток резерва на 31 декабря включается во внереализационные доходы текущего периода (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам».

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2022 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Резервы по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет

Следует обратить внимание на то, что изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Следует напомнить, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [9].

Периодичность создания резерва. Анализ норм бухгалтерского учета, в частности п. 70 Положения и Инструкции по применению Плана счетов [7], позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц.

Размер резерва зависит от срока возникновения задолженности (табл. 1). При этом общая сумма отчислений в резерв, принимаемая для целей налогообложения, не может превышать 10% выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) [1, 13] за отчетный (налоговый) период.

Списание долга не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника [8].

  • Проводится выявление задолженности, сроки оплаты которой истекли.
  • Анализируется наличие встречных требований со стороны должника.
  • Проверяется обеспечение обязательств.
  • Рассчитываются коэффициенты риска неплатежеспособности дебитора.
  • Считается величина покрытия по соотношению дней просрочки.

Первый способ предполагает ежеквартальный или ежемесячный расчет показателя исходя из срока нарушения договорных обязательств по долевому соотношению. Для наглядного понимания приведем пример: покупатель нарушил условия контракта и не перечислил оплату за оказанные услуги в сумме 1 млн. руб. за 60 дней. Тогда по аналогии с налоговым учетом, бухгалтер кредитора сформирует проводку на увеличение резерва по долгам на 50% от величины долга, т. е. на 500 тыс. руб.

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете 2022 г. относится к праву предприятия, а не является строгим требованием закона. Если управляющий приходит к выводу о необходимости исправления, уменьшения налоговой базы, то стоит учесть требования ст. 266 НК РФ.

Сложная экономическая обстановка России обостряет финансовый кризис предпринимательства. Все чаще контрагенты отказываются от исполнения договорных обязательств, разоряются. При этом по бухгалтерским данным компании складывается недостоверная картина состояния активов и оборотных фондов. Для исключения финансовых рисков в бухучете принято создавать базу для покрытия непогашенной дебиторки. В связи с этим полезно будет выяснить, как создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2022 г.

Процедура организации базы покрытия отражается в налоговом учете в составе издержек, не связанных с торговой деятельностью, последним днем отчетного периода. Бухгалтер применяет следующую методику вычисления величины ресурсов для покрытия сомнительной дебиторки в НУ:

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

Это интересно:  Нормы Потребления Воды На Человека В Месяц Без Счетчиков 2022 В Твери

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

В случае списания дебиторской задолженности по истечению срока исковой давности, ее величина учитывается в забалансовом учете в течение 5 лет со дня списания. Для этого используется счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» с целью мониторинга возможности взыскания долга при изменениях в финансовом положении дебитора.

Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики – на конец 1, 2, 3 квартала и на конец года. Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен ПБУ 4/99 п. 35.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете организации

В третьем случае можно указать на точку зрения разъясняющих компетентных ведомств. Так, по мнению ФНС России, по иным основаниям, в т.ч. исходя из решений судов, возникающая задолженность в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ сомнительной не признается (Письмо ФНС России от 20.01.2005 N 02-3-08/274).

Если величина резерва, рассчитанного исходя из суммы дебиторской задолженности, превышает максимальный размер резерва, рассчитанного исходя из размера выручки, то резерв создается исходя из максимально возможной величины. Если сумма дебиторской задолженности меньше максимально возможного размера резерва, рассчитанного исходя из размера выручки, резерв создается исходя из суммы дебиторской задолженности.

В настоящее время утратил силу абз. 3 п. 70 Положения по ведению бухучета о том, что резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Однако следует учесть, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации по-прежнему обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Указанное следует из п. 26 Положения по ведению бухучета.

Ранее Минфин России указывал, что акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.

При этом от налогоплательщика не требуется осуществления каких-либо действий для взыскания дебиторской задолженности или проведения мероприятий по признанию дебиторской задолженности безнадежной, а именно предъявления претензий, проведения инвентаризации дебиторской задолженности или принятия специального приказа. Такие выводы следует из Письма Минфина России от 30.09.2005 N 03-03-04/2/68, а также из судебной практики (например, Постановления ФАС Уральского округа от 18.10.2011 N Ф09-6500/11, ФАС Поволжского округа от 20.01.2011 N А72-2931/2010).

Как происходит создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Начисление резерва по сомнительным долгам в налоговом учете происходит в том случае, если при инвентарной описи дебиторки бухгалтер обнаружил безнадежное обязательство. Между финансовым запасом в бухгалтерии и учете налогов имеется значимое различие. Это в первую очередь касается того, что в бухгалтерии представленный резерв считается обязательным, а для налогообложения подобного требования не имеется.

Как использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете? Резервное накопление в учете налогов используется для уменьшения прибыли бухгалтерии в представленном периоде. В ситуации, если в этом учете финансовый запас не основан, затрат в этом году не будет.

Для целевых установок учета в бухгалтерии образование резервного фонда с 2011 года считается не правовой основой, а обязательством. Однако, НК РФ предусматривает свободное право создания резерва по сомнительным долгам. Систему начислений в финансовый запас фирма также вырабатывает самостоятельно.

Резервный фонд формируется с изначального определения количества каждого конкретного появившегося долга. Финансовый запас необходимо будет формировать для каждой подобной ситуации. В этом случае его количество необходимо определить с учетом оценивания положения в денежном плане должника и возможности оплаты обязательств в полной мере или по отдельным компонентам.

В учетной политике в порядке вычитания налогов нужно показывать лишь само обстоятельство образования резервных начислений, так как это считается правовой основой плательщика налогов, который использует способ начисления. Постановление об организации или об отказе от образования финансового запаса по дебиторке должно быть принято до начала нового периода. Модификации он подлежать не будет.

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.
  • Выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям ст. 266 НК РФ: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями, с 01.01.2022 — при отсутствии встречной кредиторки. К такому долгу не может быть отнесена задолженность, образовавшаяся у агента, собирающего денежные средства от покупателей (письмо Минфина России от 04.04.2012 № 03-03-06/1/178), и долги по неустойкам за неисполнение условий договора (письмо Минфина России от 23.10. 2012 № 03-03-06/1/562).
  • Определение длительности задержки платежа в сравнении со сроком, установленным договором, и градацию его по количеству календарных дней задержки: от 45 до 90 дней и более 90 дней.
  • Расчет величины резерва, который должен быть равен 100% долга при задержке платежа более 90 дней и 50% от суммы задолженности для задержки от 45 до 90 дней. Долг для целей расчета учитывают вместе с НДС (письмо Минфина России от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726). Наличие встречной кредиторской задолженности для этой процедуры роли не играет (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, письмо УФНС России по Москве от 05.03.2014 № 16-15/020341).
  • Сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением: до 01.01.2022 — 10% от объема выручки за отчетный (налоговый) период; с 01.01.2022 при формировании резерва по итогам отчетных периодов — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период, по итогу налогового периода — 10% от выручки за указанный налоговый период. Выручку для этого расчета берут без учета сумм НДС, относящихся к ней (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/1/745). В отношении одного и того же долга, у которого в 2 соседних кварталах меняется срок неплатежа и, соответственно, величина образуемого по нему резерва, сравнение в каждом из кварталов будет проводиться с суммой выручки, соответствующей этому кварталу (письмо Минфина России от 06.04.2022 № 03-03-06/4/19198).
  • Отражение созданного резерва во внереализационных расходах.
  • Ведение детальной аналитики сомнительных долгов.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет резервов по сомнительным долгам организуется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в разрезе каждого сомнительного долга.Начисление резерва отражается по кредиту счета 63, восстановление или использование на покрытие безнадежных долгов по дебету счета.

Большее количество вопросов вызывает применение ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организации» при учете возникающих разниц между суммами резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Для начала нужно разобраться какой является разница временной или постоянной. Разницы между суммами резервов возникают в двух случаях:

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру