Методика Расчета Утс Вступившая В Силу В 2022

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

Дополнительно требуется оформить заявление на компенсацию утраченной стоимости. Порядок возмещение УТС сегодня законодательно не зафиксирован. Поэтому предстоит действовать по общему правилу. В адрес страховщика направляется досудебная претензия. В ней обозначаются данные организации, фиксируются сведения о гражданине, а также описываются все обстоятельства сложившейся ситуации. В документе необходимо указать размер утраченной стоимости и сослаться на отчет независимого эксперта. Далее предстоит выдвинуть просьбу о возмещении утраченной стоимости. В документе фиксируется список бумаг, выступающих дополнением. В конце претензии указывается подпись лица и дата составления документа.

Чтобы ездить на автомобиле, гражданин обязан приобрести полис ОСАГО. Размер компенсации по страховке зависит от модели транспортного средства и его рыночной стоимости. Расчет осуществляется в соответствии со специальной методикой. Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году производится во всех без исключения случаях. Чтобы контролировать соблюдение своих прав и отстаивать их при необходимости, нужно разобраться с методами расчета показателя и понять, что оказывает на него влияние.

В ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года «Об ОСАГО» понятие не фигурирует. Ранее страховщики пользовались этим, отказывая в возмещении. Однако 26 декабря 2022 года Пленумом Верховного суда было вынесено постановление №58 «О применении закона об ОСАГО». В пункте 37 указывается, что уменьшение товарной стоимости является ущербом. Его необходимо возмещать. В результате УТС в 2022 году подлежит компенсации. Однако на практике к постановлению мало кто обращается. Поэтому многие страховщики даже не знают о его существовании.

Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:

Возмещение УТС по ОСАГО в 2022 году: расчет, пошаговая инструкция компенсации, необходимые документы и нюансы


Хотя законодательство и обязывает страховые компании компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, на деле с получением подобных выплат нередко возникают проблемы. Зачастую страховщики затягивают начисление компенсаций или отказываются возмещать ущерб.

  • Х общ. — общая потеря товарной стоимости;
  • Х кар. — стоимость ремонта каркаса кузова;
  • Х эл. — стоимость ремонта съемных фрагментов кузова;
  • Х окр. — стоимость полного или частичного окрашивания кузова;
  • Х куз. — стоимость работ по смене кузова или ремонта тех частей, которые нарушают геометрию кузова.


Не все владельцы могут получить компенсационные выплаты по УТС. Страховщики обязаны выдать компенсацию при соблюдении следующих условий:

1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск(статья 933).

Согласно ст. 7.1 методических рекомендаций судебным экспертам, выполняющим работы по обследованию автомашин с целью определения суммы ущерба, принятым в июле 2013 года, выплата компенсации при утрате товарной стоимости транспортного средства по ОСАГО в 2022 году возможна только при соблюдении следующих условий:

Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.

Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2022 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания.

  1. если автомобиль старше 5 лет с даты выпуска;
  2. если машина старше 2,5 лет и признана использующейся в интенсивном режиме;
  3. для грузовых авто – если они старше 3 лет;
  4. когда была произведена замена кузова до расчёта УТС (кроме кабины КТС, установленного на раме за кабиной);
  5. если автомобиль ранее подвергался ремонту по ОСАГО или в других формах, в том числе даже частичной окраске;
  6. если у машины были повреждения в результате ДТП,
  7. когда на дату ДТП авто имело ржавчину на кузове (на деталях, которые были повреждены).
  • КУТСокр(1) – коэффициент УТС по окраске первой кузовной составной части или бампера, %,
  • КУТСокр(n-1) – коэффициент УТС по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера, %,
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата стоимости.

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году

Утратой товарной стоимости по ОСАГО называют разницу между ценой на машину до аварии и после восстановления, с устранением полученных в ДТП повреждений. Любой, даже самый качественный ремонт не способен устранить дефекты бесследно, а это повлияет на стоимость машины в случае продажи. Именно поэтому владельцу авто очень важно получить соответствующую компенсацию от страховой компании.

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Унифицированной формы бланка заявления в страховую компанию на возмещение утраты товарной стоимости по ОСАГО в 2022 году не предусмотрено. Страховые компании могут использовать собственные образцы подобных ходатайств. Главное требование – соответствие нормам делопроизводства. Заявление на возмещение УТС составляется с указанием следующей информации:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Методика Расчета Утс Вступившая В Силу В 2022

С целью определения причин повреждений узлов, агрегатов, систем пассивной и активной безопасности, мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами транспортного средства и их соответствия заявленным обстоятельствам должны применяться инструментальные методы с использованием диагностического оборудования.

информацию о возможных скрытых повреждениях транспортного средства (повреждениях, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования) с указанием примерного места расположения и характера таких повреждений;

По каждому повреждению должны фиксироваться следующие данные: вид повреждения в соответствии с типовыми характеристиками повреждений транспортного средства, приведенными в приложении 2 к настоящему Положению, место расположения и объем. Объем повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в процентном соотношении или частях). При фиксации повреждений подушек и ремней безопасности должны быть сфотографированы номера и маркировочные обозначения указанных сработавших элементов (при их наличии).

Замена жгута электропроводов должна назначаться только в случае, если его ремонт технологически невозможен. При наличии ремонтного комплекта разъема жгута электропроводов, повреждение такого разъема не является основанием для замены жгута электропроводов в сборе.

Это интересно:  Налог На Роскошь Автомобили 2022 Калькулятор

При назначении замены поврежденных стекол, приборов освещения (электрооборудования) либо частей, узлов, агрегатов и деталей с ресурсом меньшим, чем ресурс транспортного средства (например, аккумуляторная батарея, шины, ремни), или при наличии повреждений и дефектов, не характерных для транспортных средств с аналогичными параметрами, должны быть отдельно зафиксированы их марка (изготовитель), дата (год) изготовления (выпуска), состояние.

Методика Расчета Утс Вступившая В Силу В 2022

Обновленная “Единая методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства” вступила в силу 20 сентября 2022 года. Она позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной “автогражданке”. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Он отметил, что новая методика во многом переводит на нормативные рельсы те практики, которые были использованы РСА уже давно и которые показали свою высокую эффективность. Так, методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников на сайте РСА и конкретизирует источники информации о стоимости, позволяя учитывать также цены интернет-магазинов. Кроме того, ранее методика требовала формирования справочников по 13 экономическим регионам. Теперь средние цены на запасные части будут устанавливаться для каждого из субъектов Российской Федерации, хотя и ранее. РСА проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Игорь Юргенс отметил, что количество автовладельцев, которые недовольны выплатой по ОСАГО и готовы судиться со страховщиком, неуклонно снижается. Так, по итогам первого полугодия 2022 года количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 34,8 тысяч до 29,3 тысяч штук. При этом количество страховых случаев по ОСАГО из-за снятия коронавирусных ограничений в 2022 году за этот же период выросло на 16%, с 0,96 до 1,12 млн штук. “Эти результаты — итог конструктивной и последовательной работы страховщиков и Банка России над повышением качества урегулирования убытков по обязательной “автогражданке”. Уверен, что новая методика станет еще одним шагом на этом пути, позволив сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, что позволит еще уменьшить количество судебных споров”, — сказал Игорь Юргенс.

Также методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, представленного на осмотр, и другие изменения.

Согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.

УТС по ОСАГО в 2022 году — потеря товарного вида автомобиля

В декабре 2022 года было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2022 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» пришедшее на смену постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, которое подтвердило позицию включения утраты товарной стоимости в состав реального ущерба.

37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Законодательно пока еще не была установлена единая методика расчета потери товарного вида авто, поэтому калькулятор для расчета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО в 2022 году, который указал бы точный размер утраты для каждого случая, пока не реализован.

Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы.

УТС по Каско — что это

Далеко не все автовладельцы чётко владеют сведениями, что такое УТС по КАСКО страхованию. Расшифровывается аббревиатура как «утрата товарной стоимости». Согласно закону РФ и решению Верховного Суда, утеря товарной стоимости по КАСКО напрямую относится к страховой ситуации, и страховые организации обязаны выплачивать денежные средства клиенту.

Страховой продукт можно разделить на два вида покрытия ущерба — основное (полное) и дополнительное страхование. Разберём более детально основные риски:

  • Причинение ущерба автомобилю третьими лицами.
  • Столкновение с другими ТС.
  • Хищение, угон автомобиля.
  • Природные катаклизмы (цунами, бури, снегопады, молния, землетрясение).
  • Столкновение с предметами и объектами (падение, наезд).
  • Пожар, возгорание.

Не всегда страхователь может рассчитывать на полноценное возмещение ущерба со стороны страховой фирмы. Чтобы иметь право претендовать на выплату, важно знать обстоятельства, попадающие под компенсацию по УТС КАСКО, на законном основании. Это предусмотрено, если:

  • Ущерб ТС был причинён в результате ДТП.
  • Износ автомобиля до 35% (отечественное производство) и до 40% (зарубежное производство).
  • ТС не требует ремонта наивысшей степени сложности.
  • Автомобиль пострадал в результате природных катаклизмов и прочих форс-мажорных ситуаций.
  • ТС был причинён ущерб в момент наступления страхового случая.
  • Автомобиль не старше трёх лет (российское производство), не старше пяти лет (зарубежное производство).
  • Ущерб причинён в процессе ремонта, сборки и покраски ТС.

Практически все автовладельцы в курсе, что при ДТП автомобиль может утратить весомую долю рыночной продажной цены из-за повреждений и дефектов, которые возникли во время происшествия. Но далеко не все осведомлены о возможности потребовать утерянную стоимость ТС в денежном эквиваленте (при наличии полиса КАСКО). Виновником ущерба может выступать человек или внешние неконтролируемые обстоятельства.

При возникновении любых вышеперечисленных ситуаций с вашим ТС страхователь полностью покрывает убытки. Все дополнительные риски отображаются в заключенном ранее договоре. Это могут быть индивидуальные условия по ущербу элементов автотранспорта или убытки при определённых страховых ситуациях. Логичная зависимость — с увеличением зафиксированных в соглашении дополнительных рисков увеличивается итоговая цена страховки.

Главгосэкспертиза России проводит синхронизацию позиций в новой ФСНБ-2022: прописаны прямые связи от позиций строительных ресурсов к конкретным нормам и расценкам. Для этого строительные ресурсы собраны в однородные группы, что позволит правильно считать индексы к ним и отслеживать динамику изменений.

  • Федеральные единичные расценки исключены из ФСНБ-2022, их выпуск прекращается;
  • Для разработчиков сметных программных комплексов на сайте ФГИС ЦС размещается ФСНБ-2022 в формате открытых данных XML;
  • Готовы 118 сборников ГЭСН, включающих 51 601 норму, а также сметные цены по 24 873 номенклатурным позициям материалов и 1 658 – машин и механизмов, продолжается наполнение номенклатуры;
  • Изменены в различной степени 34 222 сметных нормы;
  • Произведено 49 224 замен строительных материалов на актуальные аналоги и 1544 замены конкретных материалов на открытые группы;
  • Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов рассчитаны в соответствии с уточненной методологией (например, расчет оплаты труда машинистов производится отдельно);
  • Проведена перешифрация сборников Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр).
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022(от 31.01.2022)
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022(от 11.01.2022)
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022 (от 29.12.2022)
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022 (изначально ФСНБ-2022) (от 22.12.2022)
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022 (изначально ФСНБ-2022) (Первый обзор)

Чтобы повысить качество наполнения базы в переходный период и исключить излишнюю разъяснительную работу по применению норм ФСНБ-2022 в соответствии с Методикой определения сметной стоимости 421, прорабатываются современные форматы обратной связи с экспертным сообществом, что согласуется с перспективной практикой экспертного сопровождения проектов на протяжении всего жизненного цикла объектов капитального строительства.

Основой ресурсно-индексной модели являются сметные цены, формируемые в результате Мониторинга цен строительных ресурсов. Обмен информацией осуществляется с использованием специализированных программ на основе открытого формата XML (Постановление Правительства России № 959 от 23 сентября 2022, 17 п.В).

Новая ФСНБ-2022 обеспечивает применение ресурсно-индексной модели расчета стоимости строительства в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли № 11789п-П16 от 10.12.2022, утвержденного заместителем председателя Правительства России Хуснуллиным М.Ш.

Возмещение УТС по ОСАГО в 2022 году: расчет, пошаговая инструкция компенсации, необходимые документы и нюансы

  • автомобиль зарубежного производства не должен быть старше пяти лет, отечественного – трех;
  • уровень износа машины – до тридцати пяти процентов;
  • возмещение выплачивается, если авария была первой для авто;
  • автовладелец не должен быть виновен в происшествии;
  • компенсация УТС вместе с остальными выплатами по страховке не может превышать максимально возможной страховой суммы;
  • у пострадавшего должен быть действующий договор автостраховки ОСАГО;

1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск(статья 933).

Внимание! Исковое заявление подают в суд по месту нахождения страховой компании или проживания виновного участника ДТП (если компенсация требуется с него).Дела по страховым и компенсационным выплатам юристы советуют решать в досудебном порядке. Но, если договориться не получилось, придется судиться. Написание искового заявления оправдано в следующих случаях:

  1. СК категорически отказывается производить выплаты.
  2. СК отказывается вести переговоры – не принимает заявление и претензию, не дает на них письменный ответ.
  3. Отказ в претензии и заявлении необоснованный.
  4. Выплата была произведена, но не в полном объеме.
  5. СК согласна на выплату компенсацию, но не производит ее, имеет место значительная задержка.
  6. СК выдвигает претензию в виновности автовладельца и игнорирует представленные ГИБДД протокол, постановления и другую документацию.
  7. Компенсация совместно с остальные страховыми выплатами превышает сумму по ОСАГО.
  8. СК настаивает на увеличении параметров возраста и износа.
  9. СК изначально не признает потерю товарного вида автомобиля страховым случаем.

На заметку! Страховая компания обязательно проведет свое расследование и обратит внимание на характер и давность повреждений, как их наличие влияет на стоимость машины.Помимо случаев явно указанных в законе (возраст, износ авто и т. д.), существует ряд обстоятельств, при которых экспертная комиссия не будет составлять калькуляцию для выплаты. А именно:

  1. Отечественные грузовые машины возрастом более года.
  2. Иностранные грузовые машины, использующиеся в коммерческих перевозках возрастом более 2-х лет.
  3. Иностранные автобусы, использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров (например, общественный транспорт), возрастом более 3-х лет.
  4. Иностранные автобусы, использующиеся как туристический транспорт, возрастом более 5-ти лет.

Внимание! По делам о взыскании УТС существует срок исковой давности, в настоящее время он составляет 3 года.


Получение компенсации УТС автомобиля по ОСАГО в 2022 году сопряжено с необходимостью подготовки следующей документации:

Это интересно:  Социальная Пенсия По Инвалидности 2 Группы В 2022 Году

Обычно адвокаты работают по статьям: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 Гражданского Кодекса, ознакомившись с которыми можно понять, что УТС является реальным ущербом, который в обязательном порядке необходимо рассчитывать и вносить в страховые выплаты.

По современному законодательству, страховые компании, получившие запрос от водителя на возмещение УТС по ОСАГО, должны реализовать соответствующие выплаты в течение 20 суток с момента поступления обращения. Аналогичные временные рамки даются таким организациям на проведение выплат, связанных с классической страховой компенсацией.

Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.

УТС в ОСАГО – показатель, отражающий понижение цены машины в связи с ухудшением ее привлекательности и эксплуатационных свойств, вследствие попадания в ДТП. По нормативно-правовым актам, организации, работающие в автомобильном страховании, обязаны возместить УТС по ОСАГО в перечне случаев.

  • ухудшение внешнего образа машины, также из-за повреждений лакокрасочного покрытия;
  • понижение показателей прочности узлов машины, произошедшее как из-за самого ДТП, так и из-за ремонта;
  • ухудшение характеристик автомобиля, снижение качества свойств, присущих ему в эстетическом плане.
  1. владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
  2. машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
  3. максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
  4. элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.

Для марок транспортных средств, по которым в связи с недостаточным количеством договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в субъекте Российской Федерации не была выполнена процедура формирования региональных коэффициентов, а средние стоимости запасных частей для данных марок транспортных средств подлежат внесению в Справочник средней стоимости запасных частей, региональный коэффициент для субъекта Российской Федерации должен рассчитываться как среднее арифметическое значение региональных коэффициентов для субъектов Российской Федерации для марок транспортных средств, по которым выполнена процедура формирования регионального коэффициента.

7.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 12 февраля 2022 года № ПСД-2) вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Крепежные элементы, детали одноразового использования, применение которых необходимо при выполнении ремонта транспортного средства, в расчет не включаются. Их совокупная стоимость применяется в размере 2 процентов от общей стоимости заменяемых деталей, рассчитанной без износа.

При определении трудоемкости работ по ремонту повреждений кузова и оперения, а также других узлов, агрегатов и систем транспортного средства должны использоваться нормативы, установленные изготовителем транспортного средства, а в случае их отсутствия — организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств. При отсутствии такой документации используются укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова, приведенные в приложении 3 к настоящему Положению.

В случае если по результатам осмотра установлено или имеется документальное подтверждение (например, запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка изготовителем даты (года) изготовления (выпуска) детали) того, что комплектующее изделие (деталь, узел, агрегат) установлено при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст должен приниматься равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием должен приниматься равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату замены комплектующего изделия.

Рекомендации содержат типовые методики по определению и фиксации повреждений транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков транспортного средства), а также методики определения стоимости (оценки) транспортного средства, оценочные процедуры определения стоимости транспортного средства, а также пример оформления результатов оценки.

Рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России. Они могут быть использованы другими экспертными организациями и специалистами при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

Методические рекомендации вступили в силу с 1 января 2022 года. Одновременно прекращено действие методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (в ред. от 22.01.2022).

Также методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, представленного на осмотр, и другие изменения.

Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.

Согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.

Обновленная “Единая методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства” вступила в силу 20 сентября 2022 года. Она позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной “автогражданке”. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Игорь Юргенс отметил, что количество автовладельцев, которые недовольны выплатой по ОСАГО и готовы судиться со страховщиком, неуклонно снижается. Так, по итогам первого полугодия 2022 года количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 34,8 тысяч до 29,3 тысяч штук. При этом количество страховых случаев по ОСАГО из-за снятия коронавирусных ограничений в 2022 году за этот же период выросло на 16%, с 0,96 до 1,12 млн штук. “Эти результаты — итог конструктивной и последовательной работы страховщиков и Банка России над повышением качества урегулирования убытков по обязательной “автогражданке”. Уверен, что новая методика станет еще одним шагом на этом пути, позволив сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, что позволит еще уменьшить количество судебных споров”, — сказал Игорь Юргенс.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году

Для автовладельца авария страшна не только перспективой стать на время ремонта пешеходом. Гораздо большее волнение вызывает утрата автомобилем своих первоначальных качеств, ведь это означает, что в будущем не удастся продать его по той же стоимости, что и не битого собрата. Поэтому водителям полезно знать, должна ли быть компенсирована страховщиком утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.

Автомобилист должен также знать, что его право на компенсацию утери товарной стоимости сохраняется в течение срока исковой давности по ОСАГО, которое равняется 3-м годам. Это означает, что даже через 2 года после аварии владелец пострадавшего автомобиля может выставить требование страховщику. При этом ему следует соблюдать следующий порядок действий:

  1. Вступительную, в которой указывается наименование СК, персональные сведения заявителя и его контактные данные.
  2. Основную, описывающую ситуацию, дату и место ДТП, номер страхового полиса, сведения о пострадавшей машине, включая гос номер, модель и марку.
  3. Мотивационную, указывающую на законодательные акты, ставшие основанием для обращения, а также содержащую требование о выплате и ее сумме. Здесь же следует указать банковские реквизиты для перечисления средств.
  4. Заключительную, содержащую перечень прилагаемых документов, включая документы из ГИБДД и заключения оценщиков, дату составления и подпись заявителя.
Это интересно:  Какой Доход Должен Быть Для Получения Детского Пособия 2022

Рассчитать потери автовладелец может и самостоятельно, если использует специальный страховой калькулятор или применит формулы, соответствующие выбранному методу. При этом следует учитывать, что каждый из методов имеет свои особенности и требует применения определенных параметров. Кроме того, Законом «Об ОСАГО» установлена верхняя граница компенсации, размер которой не может превышать 400 тысяч рублей.

На языке юридических терминов такая ситуация описывается понятием УТС, что расшифровывается как «утрата товарной стоимости». Под этим понимают снижение рыночной цены автомобиля после аварии по отношению к такой же модели, не участвовавшей в ДТП. Это означает, что даже отлично восстановленная машина при продаже будет оцениваться дешевле аналога, избежавшего столкновений. Происходит это потому, что ремонт не может устранить ухудшение эксплуатационных характеристик, возникающих за счет:

«С одной стороны, появление в методиках расчета ущерба коэффициентов утраты товарной стоимости на руку потерпевшим собственникам транспортных средств. Ведь после вступления в действие новой методики расчетов потребители страховых услуг получат более справедливый расчет ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП. Естественно, это приведет к снижению споров между потерпевшими и страховыми компаниями. Благодаря новой методике у страховщиков будет мало способов занизить размер ущерба. Это означает, что случаев, когда потерпевшим не хватает денег на восстановительный ремонт, станет гораздо меньше».

Другого мнения придерживается Олег Захаров, страховой брокер компании «Ваш страховой брокер», который считает, что новая методика создаст для страховщиков дополнительную нагрузку, а также обернется увеличением затрат, связанных с выплатами. В итоге рано или и поздно эту нагрузку, как обычно и бывает в нашей стране, оплатит потребитель.

Согласно проекту единой методики ЦБ РФ, утраченная товарная стоимость (УТС) будет рассчитываться не только для поврежденных автомобилей, но и также для тех, кто уже прошел восстановительный ремонт. Размер УТС будет определяться как произведение стоимости автомобиля на момент аварии на результат, полученный при делении коэффициента УТС (установленный ЦБ) на 100%.

После официального утверждения новой методики расчета ущерба в результате ДТП в рамках действия Федерального закона «Об ОСАГО» нынешний документ ЦБ РФ N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» утратит свою силу.

  • легковой автомобиль, попавший в ДТП, использовался в такси более 2,5 лет
  • легковой автомобиль использовался более 5 лет
  • грузовой автомобиль старше 3 лет
  • автобус-перевозчик старше 1 года
  • другие автобусы старше 3 лет
  • если была замена кузова ТС, который ранее имел признаки коррозии
  • утрата товарной стоимости не рассчитывается в связи с эксплуатационными повреждениями лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями – незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения
  • одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски, площадью не более 0,25 дм 2
  • УТС не рассчитывается также в случаях повреждения, приводящих к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид транспортного средства (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т. п.)
  • в том числе УТС не рассчитывается в случае окраски молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов, колесных дисков

Правила возмещения реально полученного ущерба прописаны в ст.5 ФЗ №40 «Об ОСАГО…». Согласно этому законодательному акту, подобный ущерб подлежит возмещению в соответствии с договором автогражданской ответственности. Некоторые страховые компании отказываются компенсировать УТС, ошибочно или преднамеренно ссылаясь на ст.2 ФЗ №40. В этом случае они приравнивают УТС к упущенной выгоде.

  • Справки и копии протоколов из ГИБДД об обстоятельствах произошедшей аварии.
  • Паспорт собственника ТС.
  • ПТС и СОР автомобиля.
  • Действующий полис ОСАГО.
  • Карта диагностического осмотра.
  • Акт оценочной экспертизы машины.
  • Чек об оплате экспертизы.

Обязательное условие для получения выплат по возмещению УТС – подача заявления и комплекта документаций. Подавать их вовсе не обязательно вместе с основным требованием о возмещении вреда по ОСАГО. Законодательство устанавливает для этого срок в 3 года со дня попадания машины в ДТП.

Даже после небольшого ДТП автомобиль считается битым. При повторной продаже его цена уже будет ниже, чем у аналогичного авто, но не попадавшего в аварию. Эта разница и называется утратой товарной стоимости, и подлежит компенсации по автомобильной страховке. Разберём подробнее, что такое УТС по ОСАГО, как она рассчитывается, и когда выплачивается.

Даже после хорошо произведённого ремонта, когда внешних признаков нанесённых машине повреждений нет, её рыночная цена всё равно снижается на 15-30%. Особенно это актуально для новых автомобилей – падение цены на 1/4 в итоге выливается в значительные финансовые убытки.

Сбор пакета документов.

  • Получение экспертного заключения об ущербе ТС.
  • Обращение в суд с иском (в случае когда страховая отказывается выплачивать УТС).
  • Подача пакета документов в оценочную компанию (если авто уже подверглось ремонту).

Условия, при которых возмещение УТС по КАСКО подразумевает выплату после ремонтных работ:

  • Полученные нарушения в результате демонтажа салона автомобиля.
  • Замена конструкций ТС.
  • Устранение дефекта перекоса кузова.
  • Окрашивание элементов кузова.

К сожалению, не всегда закону следуют неукоснительно. Часто организации, оказывающие услуги страхования, уклоняются от выплаты по УТС, ссылаясь на различные пункты договора. Утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО представляет собой повреждения и причинённый ущерб деталям, компонентам и узлам автомобиля после ДТП и произведённого ремонта ТС. Если обобщить, УТС — это потеря себестоимости и товарного вида авто на рынке.

Практически все автовладельцы в курсе, что при ДТП автомобиль может утратить весомую долю рыночной продажной цены из-за повреждений и дефектов, которые возникли во время происшествия. Но далеко не все осведомлены о возможности потребовать утерянную стоимость ТС в денежном эквиваленте (при наличии полиса КАСКО). Виновником ущерба может выступать человек или внешние неконтролируемые обстоятельства.

Не всегда страхователь может рассчитывать на полноценное возмещение ущерба со стороны страховой фирмы. Чтобы иметь право претендовать на выплату, важно знать обстоятельства, попадающие под компенсацию по УТС КАСКО, на законном основании. Это предусмотрено, если:

  • Ущерб ТС был причинён в результате ДТП.
  • Износ автомобиля до 35% (отечественное производство) и до 40% (зарубежное производство).
  • ТС не требует ремонта наивысшей степени сложности.
  • Автомобиль пострадал в результате природных катаклизмов и прочих форс-мажорных ситуаций.
  • ТС был причинён ущерб в момент наступления страхового случая.
  • Автомобиль не старше трёх лет (российское производство), не старше пяти лет (зарубежное производство).
  • Ущерб причинён в процессе ремонта, сборки и покраски ТС.

Как получить возмещение УТС по КАСКО – насколько это реально в 2022 году

Но в соответствии с Постановлением, теперь страховщики обязаны перечислять денежные средства, которые были потрачены на ремонтные работы. У автовладельцев имеется возможность потребовать доплату к страховке или ремонту. Но стоит помнить, что отдельно утраченная стоимость не может рассматриваться в виде страхового риска.

  1. водитель стал виновником ДПТ;
  2. возрастное ограничение для иностранного транспортного средства – больше 5 лет, для отечественного – больше 3, для грузового больше 2 лет;
  3. износ авто составляет 40% для иностранного ТС и 35% для отечественного;
  4. при наличии коррозии на металле;
  5. при замене деталей, которые были раньше повреждены (например, при прошлой аварийной ситуации);
  6. цена ремонт не превышает 10%, если оценивать по рыночной стоимость ТС;
  7. пробег машины превышает показатель в 50000 километров для русских и 100000 км. для иномарок;
  8. утраченная стоимость по максимальным показателям компенсации – меньше 20% от цены страховой суммы.
  1. ДТП;
  2. столкновение на дворовой территории;
  3. столкновение при временной остановке ТС на проезжей части. Например, при запрещающем сигнале светофора или пешеходного перехода;
  4. на парковке или стоянке;
  5. при наличии повреждений от природных катаклизмов;
  6. упавшее дерево;
  7. возгорание транспортного средства;
  8. противоправные действия третьих лиц.

КАСКО – это дополнительный страховой продукт, который позволяет покрыть риски автовладельца. Для многих становится вопросом, а входит ли в объем покрытия УТС. Страховая компания отказывает в выплате, в связи с чем в судебном делопроизводстве с каждым годом появляются новые иски.

  1. нарушения геометрии при перекосе кузова;
  2. при необходимости полной или частичной замены деталей кузова. Возможно, если не превышается цена лимита страховки;
  3. при повреждении некоторых частей кузова и при возможности восстановления без замены;
  4. ремонтные работы деталей или замена.

Если работники при снятии частей повредили детали, то учитывается УТС.

Рекомендации содержат типовые методики по определению и фиксации повреждений транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков транспортного средства), а также методики определения стоимости (оценки) транспортного средства, оценочные процедуры определения стоимости транспортного средства, а также пример оформления результатов оценки.

Рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России. Они могут быть использованы другими экспертными организациями и специалистами при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

Методические рекомендации вступили в силу с 1 января 2022 года. Одновременно прекращено действие методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (в ред. от 22.01.2022).

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру