Исследования Статистика Детского Чтения В России

Детское чтение в современной россии: социальные функции, структура и практики

В Заключении подведены основные итоги диссертационного исследования и обозначены пути дальнейшей работы в рамках изучаемой темы. Выявлены группы факторов, способствующие развитию социокультурного пространства и поддержке детского чтения в современном российском обществе, на трех разных уровнях: микро, макро и мезо. К микрофакторам отнесены читательские практики на уровне семьи, школы, сверстников, детских объединений. Устойчивое книгоиздание, доступный рынок книготорговли, сеть общедоступных детских библиотек, сформированные и поддерживаемые на государственном уровне, рассмотрены как макрофакторы, стимулирующие условия формирования читающей личности. Под мезофакторами понимаются процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе.

Установлены серьезные гендерные различия в чтении детей младшего школьного возраста. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же как и во взрослом обществе. Девочки активнее участвуют в процессе воспроизводства управляемых читательских практик. Новые практики чтения (электронное чтение, чтение с помощью специальных устройств, чтение в Интернете) получают большее распространение в среде девочек. Мальчики более консервативны в отношении выбора практик чтения, предпочитая традиционные (книги, журналы, газеты) и ориентируясь на собственные интересы и предпочтения.

Чтение в библиотеках России

В ходе проведения исследования используется комплекс библиотековедческих, социологических и статистических методов сбора и анализа информации. Среди них анкетные и экспертные опросы, интервью, анализ читательских формуляров, анализ книжных формуляров, вторичный анализ ранее проведенных исследований, сбор и анализ статистических данных, характеризующих работу библиотек, архивный поиск документов по истории библиотек.

В ходе проведения исследования с нами сотрудничали более 80 публичных библиотек из небольших городов 30 регионов России. Большинство библиотек находятся в старинных русских городах, основанных ранее XVIII века, а также в городах, основанных в XVIII — XIX вв. и в ХХ в. Расположены города преимущественно в Северо-Западном и Центральном районах, а также в Поволжье, на Урале и в Сибири. Среди них: малые города и поселки городского типа с населением менее 50 тысяч человек; средние города, с населением от 50 до 100 тысяч жителей и города с населением от 100 до 200 тысяч жителей.

Проблемы детского чтения в России

Для того, чтобы сделать чтение в Москве доступным, необходимо решить территориальную проблему, так как наблюдается неравномерное размещение библиотек, считает Чувильская О.А. В Москве 434 публичные библиотеки, охватывающие 24% населения, — тех, кто в них записался. Оксана Александровна с сожалением сказала о том, что библиотеки не включены в планы застройки новых районов.

«Межведомственная разобщенность, которая существует в библиотеках не только Москвы, но и России целиком, мешает реализации программ по продвижению книги тому населению, которое в ней нуждается, — говорит Чувильская О.А. — В первую очередь, это малоимущие, инвалиды, пенсионеры, которые не могут прийти в библиотеку, и которых мы должны обслуживать на дому».

Это интересно:  Стимулирующая Лотерея Налог С Выигрыша

Проведено исследование детского чтения в России

334 участника опроса считают, что самым важным количественным показателем читательской грамотности ребенка является время ежедневного чтения, тогда как 297 человек более важными считают число прочитанных книг. 448 человек назвали самым важным качественным показателем читательской грамотности добровольность чтения ребенка. 433 человека считают самым главным приоритетность – чтение, по их мнению, должно быть предпочтительной формой проведения досуга.

На вопрос «Если ребенок предпочитает художественной литературе научно-популярную или книги узкой тематики, можно ли считать это достаточным?», 47% родителей ответили «Да, но прививать интерес к чтению художественной литературы обязательно». 39% родителей считают, что этого недостаточно и чтение художественной литературы незаменимо. 14% считают интерес только к литературе в стиле «науч-поп» достаточным.

Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики

Всероссийского исследования Российской государственной детской библиотеки «Что читают наши дети?», 2022-2022 гг. (рук. Голубева Е.И.) в 7 областных и краевых центрах России (Владимир, Брянск, Москва, Самара, Саратов, Ставрополь, Тамбов). Выборка квотная: по полу, возрасту, типу поселения. Опрошено 1503 школьника в возрасте от 6 до 15 лет. (Индекс ДЧ-2022-2022)

Даны характеристики содержания чтения для разных возрастов современных детей. Выявлено, что дошкольники в основном читают книги из «бабушкиной» библиотеки. Несмотря на изобилие в книжных магазинах модной и дорогой современной литературы, родители не перестали доверять книгам, на которых сами выросли, и продолжают воспитывать на их основе своих детей, закладывая традиционные нормы и ценности. Домашние книжные собрания, ядро которых, как правило, составляет классика отечественной и зарубежной художественной литературы, советские книги для детей, остаются одним из основных источников получения знаний об окружающем мире в дошкольном возрасте. Для младших школьников семья, как регулятор чтения, уходит на второй план, чтение перестает быть определяющей деятельностью в досуге, а становится ведущей в образовании. 4% младших школьников, кроме учебников, вообще ничего не читают. 36% — читают много книг для своего возраста (более 3-х в месяц). Помимо учебной литературы младшие школьники чаще всего читают книги (62%), на втором месте по частоте обращения — журналы (49%), на третьем – энциклопедии (30%), меньше 5 % — другие типы литературы (газеты, комиксы, реклама, аудиокниги, тексты в Интернете) (ЮЧ-2022).

Исследования чтения

Дайджест включает в себя материалы для библиотекарей: идеи по привлечению подростков и молодежи в библиотеку, виды и формы мероприятий по продвижению чтения в молодежной среде, оригинальные цитаты о литературе, сценарии, список литературных сайтов и форумов.

В работе представлен результат изучения процесса социализации детей младшего школьного возраста через чтение, проведенного при помощи специалистов детских и детско-юношеских библиотек в ряде регионов России. Предложены новые подходы к рассматриваемому вопросу.

Детское чтение в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат социологических наук Колосова, Елена Андреевна

Ряд проблем и аспектов детского чтения, имеющих как научное, так и практическое значение в настоящее время мало изучаются. Исследования детского чтения проводятся силой немногочисленных исследователей, в числе которых социологи, психологи, педагоги, библиотекари, литературоведы и т.п. Такие исследования, как правило, имеют достаточно-локальный характер и опираются на различные методические и методологические подходы. С одной стороны, таким образом происходит прирост интересных материалов, и следовательно обогащение науки о детском чтении, с другой стороны, не получается общей картины происходящих процессов и соответственно надежного фундамента для организации поддержки детского чтения в масштабах страны.

Это интересно:  Программа Переселения Из Ветхого И Аварийного Жилья 2022

Установлены серьезные тендерные различия в чтении детей младшего-школьного возраста. Чтение книг в детской среде остается более * женским* занятием, так же как и во взрослом обществе. Книги о природе и животных, приключения, юмор и сказки наиболее популярны, среди девочек, которые больше включены в процесс воспроизводства образовательных и управляемых практик, и более активно осваивают новые практики чтения (электронное чтение, чтение с помощью специальных устройств, чтение в Интернете). Мальчики традиционно предпочитают книги о войне, спорте, технике, компьютерах и истории, проявляя больший интерес к самообразовательным и свободным практикам.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России

Организаторами и участниками такого изучения стали главным образом работники народного образования, а также составители книг для народного чтения, издатели, книгопродавцы. Объектом исследования в то время было преимущественно крестьянство, в меньшей степени – рабочие, ремесленники и другие группы населения. Изучение читателей проводилось в основном в школах, особенно в школах для взрослых.

В первой половине XX века, в 1920-е годы, первые значительные наблюдения за чтением были осуществлены в библиотеках Красной армии и флота. Основной метод об отношении к чтению – беседа, не ограниченная вопросниками. Вслед за библиотеками Красной армии, читателей стали изучать библиотеки, обслуживающие гражданское население. В 1925г. при Главполитпросвете была создана комиссия, которую возглавил видный библиограф Л. Н. Троповский. Комиссией планировалось регулярное проведение централизованных социологических исследований интересов различных групп читателей. Такие исследования были реализованы в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской губерниях. Изучались главным образом читательские интересы, иногда – мотивы выбора книг и цели чтения. Методами исследования служили беседы, наблюдения, анализ читательских отзывов и формуляров.

Исследование детское чтение сейчас малопопулярно, не модно

Рекомендуется в начальной школе провести беседу о роли чтения в жизни человека и о его видах. Ведь чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Модель детского чтения чаще все­го складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения «для души».

2. У многих людей устойчивое представление о роли чтения формируется в процессе получения образования под влиянием общепринятых взглядов на литературу, т.е. чтение должно приносить пользу. Это конечно бесспорно. Но ребенку также нужно объяснить, что чтение — это не только средство получения знания и повышения грамотности, но и средство получения удовольствия. Основная цель – смена отношения к чтению. Читать — престижно, модно, интересно.

Исследования Статистика Детского Чтения В России

В ДБ №7 сотрудники провели анкетирование учащихся начальных классов и родителей. Итоги анализа анкет были подведены на родительском собрании. Анализ показал, что престиж семейного чтения упал: лишь 50 %. 10 из 20 опрошенных родителей читают своим детям книги вслух. Несмотря на то, что в этом возрасте, согласно опросу учащихся, дети больше любят слушать чтение взрослых, родители, ссылаясь на занятость, предпочитают, чтобы ребенок, как только научился читать, делал это самостоятельно. Однако, согласно опросу, большинство родителей (75 %) все-таки знают, какую книгу недавно читал их ребенок. Это важно, так как детей в этом возрасте родители должны направлять в предпочтениях в чтении, следить какую литературу читает ребенок. По вопросам семейного чтения родители получили рекомендации, как от учителя, так и от библиотекаря — знатока детской литературы и навигатора в мире книжной продукции. Обсудили с родителями не только «что и как читать», но и что мешает чтению детей, можно ли заставить полюбить ребёнка книгу. Чтобы совместные усилия библиотекарей, педагогов и родителей дали добрые всходы, чтобы каждый день наших семей был связан с увлекательным путешествием в мир книг, в помощь родителям были подготовлены и розданы памятки с советами по семейному чтению «Путь к мудрости или Главный секрет воспитания». В дальнейшем сотрудники ДБ №7 планируют продолжить участие в родительских собраниях и посещать педагогические советы общеобразовательных школ.

Это интересно:  Как Указать Номер Пломбы В Ттн

Открытие в 2022-2022годы новых библиотечных пунктов в дошкольных учреждениях, информирование о своих планах и направлениях работы, проведение совместных мероприятий и переход на договорные отношения, позволило увеличить количество пользователей данного возраста, способствовало поиску новых партнёров и расширению сферы библиотечных услуг, предоставляемых ЦДБ.

Обзор научных исследований проблемы чтения в современной методической науке

На основе этого анализа, можно сделать вывод, что проблема кризиса чтения активизировалась примерно десять лет назад. Как мы видим, в последние годы обращения исследователей к данной проблематике стали более частотны. В 70-е — 90-е годы авторы уделяли внимание термину «внеклассное чтение». В 70-е годы они рассматривали применение внеклассного чтения, как способа, дающего широкие возможности для реализации творческого потенциала каждого школьника. В 90-е годы авторы приходят к выводу, что внеклассное чтение — это инструмент к реализации эффективного нравственного воспитания младших школьников. Таким образом, мы видим, что термин «внеклассное чтение» в разные годы трактовали по-разному, в зависимости от потребности актуализации того или иного направления воспитания учащихся.

В 2022 году Колосова Е. А. в своей работе «Детское чтение в современной России» приходит к выводам, что «несмотря на изобилие в книжных магазинах дорогой и модной литературы, родители не перестали доверять книгам, на которых сами выросли, и продолжают воспитывать детей на основе этих книг, закладывая традиционные нормы и ценности. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же, как и во взрослом обществе. Выявлено три группы факторов, способствующих поддержке и развитию детского чтения в современной России. К макрофакторам отнесены устойчивое книгоиздание; сеть публичных детских библиотек; доступный рынок книготорговли; поддержка школ с литературным уклоном, стимулирующие условия формирования человека читающего. Мезофакторами следует считать процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе. Микрофакторы — традиции чтения в семье, читающее окружение (сверстники), направленные действия воспитателей и учителей по приобщению подрастающего поколения к чтению».

Тема 4

• Система опросов включала интервью в классных коллективах, моментальный опрос на темы: «Согласишься ли ты ходить в кино, слушать радио, смотреть телевизор и совсем не читать книг?». Анкетные опросы проводились на двух уровнях, охватывая ребят 8-10 и 11-14 лет. Они были посвящены проблемам выяснения роли межличностной информации о литературе и взаимодействию читательских и кинозрительских интересов на примере экранизаций произведений детской литературы. Кроме того, проводился опрос-интервью родителей учащихся.

Ранговая (порядковая) шкала позволяет сделать измерение свойств и примет социальных явлений. Объясняется это тем, что в этом случае сложно найти объективные индикаторы. Поэтому измерение в социологии основано в основном на субъективных индикаторах, которые показывают отношение респондента к чему-нибудь, кому-нибудь. Позиции ранговой шкалы размещаются в строгом порядке от наибольшего — к меньшему и наоборот.

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру