Медицинское Обслуживание Ликвидаторов Чернобыльской Аварии

Статья 24

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.

Настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Статья 24

Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.

Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.

Настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучкову В.А. от 31.05.2012 № 07-121/6259 с просьбой рассмотреть возможность выделения квот по федеральной программе для специализированного стационарного обследования и лечения граждан указанной категории в ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России. По информации, представленной МЧС России, ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России во второй половине 2012 года планируется оказывать медицинскую помощь в рамках Территориальной программы гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге и пострадавшим вследствие радиационных катастроф, при возникновении страхового случая (острое заболевание или обострение хронического заболевания) в соответствии с профильностью, объемами и порядком, согласованным с Комитетом по здравоохранению и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.

Медицинское обеспечение жителей Санкт-Петербурга, пострадавших вследствие радиационных катастроф, осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге (далее – Территориальная программа). Диспансерное наблюдение данной категории граждан проводится отделением радиационной профпатологии Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 20» за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также в поликлиниках по месту их жительства.

Начиная с апреля 2007 года на базе поликлинического отделения № 63 Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 49» работает Центр реабилитации ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее – Центр реабилитации). В Центре реабилитации обслуживаются жители Санкт-Петербурга, пострадавшие от радиационного воздействия и имеющие направления от врачей амбулаторно-поликлинических учреждений. Ежегодно в Центре реабилитации проходят медико-социальную реабилитацию свыше 200 человек.

Причиной обращения послужила проблема, связанная с недостаточным объемом предоставляемых необходимых медицинских услуг, стационарного лечения и планового обследования состояния здоровья ликвидаторов, реализуемая в настоящий момент только силами медицинских учреждений Санкт-Петербурга. Одной из острых проблем является то, что фактически на сегодняшний день петербургские чернобыльцы лишились лечебной базы.

В частности, недоумение у обратившихся ко мне чернобыльцев Приморского района, вызывает отсутствие возможности попасть в Клинику №2 федерального государственного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» (Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д.54) и получить лечение в данном профильном для них учреждении.

  1. ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина ДЗМ»;
  2. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова ДЗМ»;
  3. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 ДЗМ»;
  4. ГБУЗ «Городская клиническая больница имени В.М. Буянова ДЗМ»;
  5. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 15 им. О.М. Филатова ДЗМ»;
  6. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 5 ДЗМ»;
  7. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 31 ДЗМ»;
  8. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 51 ДЗМ»;
  9. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 57 ДЗМ»;
  10. ГАУЗ «Московская городская онкологическая больница № 62 ДЗМ»;
  11. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 81 ДЗМ»;
  12. ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница ДЗМ»;
  13. ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции ДЗМ»;
  14. ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»;
  15. ГБУЗ «Инфекционная клиническая больница № 1 ДЗМ»;
  16. Филиал № 3 ГАУЗ «Многопрофильная клиника медицинской реабилитации» Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины ДЗМ»;
  17. ГБУЗ «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн ДЗМ»;
  18. * ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн № 1 ДЗМ»;
  19. * ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн № 2 ДЗМ»;
  20. * ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн № 3 ДЗМ».
  1. Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
  2. Участники ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» 1957-1962 гг. и сброса радиоактивных отходов в реку Теча в 1949-1962 гг.
  3. Участники испытаний ядерного оружия на Семипалатинском и других полигонах.
  4. Ветераны подразделений особого риска.
  5. Граждане, эвакуированные из зоны воздействия с территорий, подвергшихся радиационному воздействию (из зоны отчуждения и из зоны отселения) и переселённые с территорий подвергшихся радиационному загрязнению.
  6. Граждане, выехавшие добровольно с радиационно-загрязненных территорий — зоны отселения и из зоны с правом на отселение.
  7. Дети первого, второго и третьего поколений, рождённые от лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии (от ликвидаторов), эвакуированных из зоны воздействия или выехавших добровольно из зоны воздействия.
  8. Вдовы участников ликвидации последствий радиационных аварий и ветеранов подразделений особого риска.
  9. Супруги граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, инвалидов вследствие радиационного воздействия, участников ликвидации последствий радиационных аварий и ветеранов подразделений особого риска.

3. Учреждение оформляет направление на амбулаторное обследование в ФГБУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова» МЧС России в соответствии с учетной формой N 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию», утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (вместе с Инструкцией по заполнению учетной формы N 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию»).

3. Плановая консультативная, стационарная медицинская помощь и оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, оказывается на основании направления в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Комитетом по здравоохранению по профилю заболевания (распоряжение от 30.06.2008 N 361-р «Об утверждении Порядка направления пациентов на плановую госпитализацию в стационары взрослой сети системы обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга»).

Общий анализ крови с тромбоцитами;
Биохимический анализ крови: сахар крови, мочевина, креатинин, АЛТ, АСТ, СРБ, щелочная фосфатаза, билирубин, общий белок, альбумин, гамма-глобулин, холестерин;
ТТГ, Т3, Т4;
ПТИ, время свертывания крови, железосвязывающая способность в сыворотке крови; Анализ крови на PSA;
УЗИ щитовидной железы, органов брюшной полости и др.; Флюорография; Электрокардиография;
Общий анализ мочи;
Маммография

Порядок направления на консультации и обследования граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в поликлиническое отделение ФГБУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова» МЧС России

2.2. Организовать направление на консультативно-диагностические обследования в ФГБУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова» МЧС России граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с приложением 3 к Распоряжению.

О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

Это интересно:  Сколько Добавят Ветеранам Труда В 2022 Году В Москве

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;

Примечание к разделу III. Гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.

Общественные объединения (кроме политических партий и профессиональных союзов) лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также фонды (кроме международных), уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительных акций, связанных с чернобыльской катастрофой, подлежат льготному налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из размеров компенсаций и других выплат, указанных в части первой настоящей статьи, а также численности граждан, имеющих на них право, и величины расходов на оплату услуг по их доставке.

Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Дети льготников принимаются в санаторные учреждения, летние лагеря, ДОУ без очереди. Вдобавок им положена компенсационная сумма в объеме 181 руб. 99 коп. ежемесячно на питание во время пребывания в санатории либо лагере.6. Преимущество определения в пансионаты для ветеранов или дома-интернаты для престарелых людей и людей с инвалидностью.

4. Участники военных сборов и лица, которые принимали участие в специальных работах на объекте под названием «Укрытие»с 1988 по 1990-е гг.5. Медперсонал, врачи, остальные категории сотрудников ЛУ, во время оказания медпомощи (26.04-30.06.1986 г.) получившие дозы радиации выше установленной нормы. Льгота не касается работавших профессионально с генераторами радиоизлучений (т.е. в рамках своих профессиональных обязанностей).

Эти отважные люди пережили крупнейшую техногенную катастрофу. О случившейся в Чернобыле трагедии с душевным трепетом говорили во всем мире. Масштабы последствий чудовищны. По оценке специалистов пострадало более 7 000 000 человек. Радиоактивное облако распространилось на 7% территории Украины, 0,4% России, четверть Белоруссии.

1. Ликвидаторы аварии на ЧАЭС (с 1986 по 1987 годы), эвакуировавшие местных граждан, животных, принадлежащих сельскому хозяйству, материальные предметы либо занимавшиеся другими видами работ, необходимых в то время (те лица, кто командировался либо временно определён на эти работы);

в случае сокращения должностей в какой-либо организации, лицо, имеющее статус ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, имеет приоритет в сохранении собственной должности. При этом его возраст, трудовой стаж и опыт работы не учитываются. Кроме того, в случае полного закрытия той или иной организации, где ранее работал «чернобылец», он получает первоочередное право на трудоустройство;

В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации

Размер компенсации на всех иждивенцев определяется как разность между всем размером компенсации и частью, приходящейся на кормильца. Размер компенсации на каждого иждивенца определяется путем деления на число иждивенцев размера компенсации, приходящейся на них

1) участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
2) участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1961 г.и проведения защитных мероприятий вдоль р.Теча в 1949-1962 г.;
3) получившего лучевую болезнь, другие заболевания (по перечню) вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;
4) инвалида вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча;
5) ветерана ПОР

11. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

— инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;
— инвалиды вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— инвалиды вследствие участия в действиях ПОР;
— ветераны ПОР (п.п. «а»-«г» п.1 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 (как инвалиды 3 группы ЧАЭС)

За 26 лет наблюдений за ликвидаторами мы отмечаем, что общая заболеваемость выросла в 3 раза. На протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту общей заболеваемости по классу злокачественных новообразований. В 2022 году этот показатель составил 14 882 в расчёте на 100 тысяч ликвидаторов. Рост — 23 %, что выше предыдущих показателей 2022 года. Это также можно объяснить тем фактом, что наши пациенты переходят в более старшую возрастную группу, в которой онкологические заболевания встречаются с наибольшей частотой. По данным на конец прошлого года, инвалидность имеют 1666 ликвидаторов, то есть 64 % от всех наблюдаемых нами пациентов. Ухудшение состояния здоровья ликвидаторов отражается на показателях общей смертности, она за 26 лет среди ликвидаторов выросла в 3 раза. Основная доля в структуре общей смертности, ещё раз подчеркну, приходится на болезни системы кровообращения и злокачественные образования. Результаты проведенного анализа подтверждают в целом факт ухудшения состояния здоровья ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. Доминирующими патологиями у них становятся болезни пожилого возраста: атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярные заболевания, злокачественные образования, болезни глаз. Можно предположить, что эта тенденция сохранится и в ближайшем будущем.

На протяжении всех 26 лет работы клинико-диагностического центра к работе нашего кабинета проявлялось повышенное внимание: постоянно улучшалось материально-техническое обеспечение и оснащенность как самого центра, так и кабинета по работе с участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Брянский клинико-диагностический центр сегодня имеет на вооружении самое современное диагностическое оборудование, что позволяет врачам делать углубленное медицинское обследование своих пациентов, качественно проводить диспансеризацию ликвидаторов. У нас есть возможность проводить лечение и на базе дневного стационара.

Дети и внуки ликвидаторов — тоже наши пациенты, все они под контролем врачей. Многие, конечно, уже стали взрослыми, но мы сохраняем с ними плотные контакты. Последствия аварии на них ведь тоже сказываются, хорошо известно, что радиация повлияла, в частности, на заболеваемость щитовидной железы.

Необходимо учитывать, что большинство ликвидаторов переходят сейчас в ту возрастную группу, в которой риск заболевания значительно увеличен. Нашим кабинетом проводится работа по обеспечению пациентов, имеющих право на государственную социальную помощь, лекарственными средствами, мы готовим документацию для направления в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи с радиационным воздействием. По линии департамента здравоохранения Брянской области проводим работу по направлению пациентов на санаторно-курортное лечение в профильные санатории.

Пациенты из зон отчуждения приезжают в наш центр по направлениям от своих участковых терапевтов, мы, в свою очередь, также обследуем их и направляем к узким специалистам клинико-диагностического центра, они проходят, в случае необходимости, обследования на КТ и МРТ, обследуются у кардиолога, гастроэнтеролога, других специалистов, сдают необходимые анализы, на основании которых принимаются решения по дальнейшему их ведению.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

Это интересно:  Сумма Денежной Выплаты Ветеранам Труда В 2022 Году

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

  • 250% от социальной пенсии – ликвидаторам, инвалидам 1 и 2 групп, детям, потерявшим вследствие аварии обоих родителей (24799,32 рублей);
  • 200% от социальной пенсии – для проживающих в зоне отчуждения (9919,70 рублей);
  • 125% социальной пенсии – инвалиды 3 группы, родственники умершего (5269,88 рублей).

Чтобы получить причитающиеся льготы и выплаты, нужно обратиться в соответствующий орган власти, составить заявление, предоставить льготное удостоверение и документы по утверждаемому перечню. Например, для оформления жилищной субсидии нужно обратиться в отдел социальной защиты населения, МФЦ или центр жилищных субсидий. Потребуется предоставить такие документы:

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2022 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2022 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным, в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
  • гражданам, постоянно работающим на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.

и принимали в 1986–1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или являетесь членом семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986–1987 годов из числа лиц, перечисленных выше.

  • заявление о выдаче удостоверения (участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом);
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства в Москве;
  • фотография размером 3х4 см;
  • доверенность в случае обращения законного представителя заявителя.

Труд работников, пострадавших в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др

V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 5 :
1) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от страхового стажа;
3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) при условии постоянного проживания (работы) в данной зоне до 2 декабря 1995 года.
Данная гарантия распространяется также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.

I. Гарантии гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы 1 , гражданам, указанным в пунктах 3, 4 ст. 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, а также гражданам (в том числе их детям в первом и втором поколении), указанным в ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ:
1) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу.
Доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
2) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для работника время;
3) получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней 2 ;
4) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от страхового стажа (в том числе при направлении на врачебную комиссию в другой населенный пункт);
5) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации.
Важно! Преимущественное право на оставление на работе распространяется на семьи, потерявшие кормильца.

  • с 26 апреля 1986 года ‒ 21 календарный день с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере 400 рублей;
  • со 2 декабря 1995 года ‒ 7 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере 200 рублей.

Важно! Детьми считаются в том числе и те, кто на день эвакуации находился во внутриутробном состоянии.
2) детям, родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям первого и последующих поколений (внуки, правнуки и т.д.), следующих лиц:

Важно! Размеры выплат гражданам, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медицинское Обслуживание Ликвидаторов Чернобыльской Аварии

П. 3 ч.1 ст.15, ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, ст.4 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ, ст.6 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ, Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1, Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907, Постановление Губернатора Новосибирской области от 22.06.2009 № 268

11. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

— инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;
— инвалиды вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— инвалиды вследствие участия в действиях ПОР;
— ветераны ПОР (п.п. «а»-«г» п.1 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 (как инвалиды 3 группы ЧАЭС)

1) участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
2) участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1961 г.и проведения защитных мероприятий вдоль р.Теча в 1949-1962 г.;
3) получившего лучевую болезнь, другие заболевания (по перечню) вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;
4) инвалида вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча;
5) ветерана ПОР

Это интересно:  Ндфл Страховые Взносы Для Иностранцев 2022

В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

Обладатель сертификата должен предъявить его в банк в течение следующих трех месяцев. Там надо заключить договор об открытии банковского счета, на который государство перечислит деньги на покупку недвижимости. После этого у человека есть еще 7 месяцев, чтобы найти жилье и заключить договор купли-продажи.

При выезде из зоны с правом на отселение до 1 января 1994 года, вдова, если умерший не воспользовался данным правом, получает деньги за имущество (14680 руб. на человека). Ей возмещаются транспортные расходы. Общая денежная сумма зависит от количества иждивенцев, а также группы супруга-инвалида до его смерти.

Обладатель сертификата может купить дом, комнату или квартиру на вторичном либо первичном рынке недвижимости. Главное, чтобы помещение было пригодным для жилья. При этом помещение надо оформить в общую долевую собственность всей семьи. Средствами господдержки можно оплатить как всю стоимость жилого помещения, так и ее часть.

  • ксерокопию свидетельства о смерти;
  • копию полученного ранее сертификата;
  • копию справки о расторжении договора с банком без расходования государственных средств;
  • доверенность, заверенную нотариусом, на одного из членов семьи, который будет представлять ее интересы (если умер обладатель сертификата).

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС

Решение вопроса о направлении на санаторно-курортное лечение и оздоровление должен принимать только лечащий врач, ведущий диспансерное наблюдение после соответствующего медицинского обследования. В случае неправильных рекомендаций ответственность несет только лечащий врач, осуществляющий диспансерное наблюдение.

При сдаче ежегодного отчета, ответственные за ведение районного уровня ведения Регистра передают внештатному специалисту МЗ ЗК, ответственному за ведение краевого уровня Регистра Заявление на санаторно-курортное лечение на следующий за отчетным год, с согласием на обработку персональных данных, с учетом всех заболеваний, заявлением от ликвидаторов для Федерального регистра (Приложение ), с указанием профиля санатория. Кроме того, районные ответственные предоставляют «Выписку из амбулаторной карты» с лабораторными и инструментальными исследованиями, подтверждающими основной и сопутствующие диагнозы, по которым оформляется заявление на санаторно-курортное лечение. Копию заявления ликвидатора на санаторно-курортное лечение с согласием на обработку персональных данных и подписью ликвидатора, копию Удостоверения ликвидатора, «Выписку из амбулаторной карты» ответственные за ведение районного уровня Регистра отправляют на Email *****@***chita. ru, либо предоставляют в электронном виде на Flash-носителе при сдаче годового отчета.

Не менее важен выбор сезона для санаторно-курортного лечения и оздоровления, особенно для курортов юга России. Солнечная радиация является мощным фактором подавления клеточного иммунитета, который в условиях неустойчивого равновесия последнего может привести к срыву компенсации. Поэтому лица, подвергшиеся воздействию радиации со значительной дозовой нагрузкой, не подлежат направлению на южные курорты в весенне-летний период года, когда инсоляция наиболее высока.

Лечащий врач, на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
№ 000 от 22 ноября 2004г., определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний. В первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. В индивидуальной карте медицинского наблюдения должно быть обязательно заключение о виде санаторно-курортного или оздоровительного лечения, типе санаторно-оздоровительного учреждения, возможных вариантах его и рекомендуемых времени года и географической зоне. При этом должны быть четко сформулированы медицинские показания, общеоздоровительные цели. Эта запись должна быть оформлена в начале диспансерного года и обновляться ежегодно.

В настоящее время, для направления на санаторно-курортное лечение и оздоровление, используются критерии в зависимости от имеющихся соматических заболеваний, т. к. для детского и для взрослого населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, характерны одинаковые изменения иммунологического, эндокринного, вегетативного и психологического статуса.

  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
  • справка МСЭ;
  • документы о родстве с чернобыльцем.

Государство старается помочь гражданам, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В льготную категорию попадают так называемые «чернобыльцы», для которых предусмотрено получение различных выплат и льгот. Чтобы оформить указанный статус, необходимо знать, куда обращаться и какой пакет документов нужно предоставить. Разберем последние новости льгот и выплат чернобыльцам в 2022 году.

  • 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
  • 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
  • 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
  • 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
  • право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
  • при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
  • обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
  • чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
  • право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
  • при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.

При отсутствии собственного жилья у лица, получившего удостоверение чернобыльца, если он вынужден жить в тяжелых условиях или на площади меньше установленного норматива, он вправе просить у государства улучшения жилищных условий без какой-либо очереди. Данной льготой можно воспользоваться единожды. У чернобыльца есть право вступить в жилищный кооператив, СНТ, получить место в гаражных кооперативах путем внеочередной процедуры.

  • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
    • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
    • домашнего имущества, зараженного радиацией;
    • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
    • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
  • Компенсация расходов на проезд.
  • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
    • нетрудоспособным лицам;
    • многодетным семьям;
    • одиноким матерям;
    • одиноким женщинам.
  • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

  1. Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
  2. Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
  3. Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
    Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы.
  4. Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 444-ФЗ)

Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси;

Установление причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями осуществляется областными или Минским городским межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий.

областными, Минским городским комитетами по труду, занятости и социальной защите — неработающим пенсионерам, кроме неработающих военнослужащих, уволенных в запас или отставку, неработающих пенсионеров органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;

Документами, подтверждающими право на льготы, установленные Законом о ЧАЭС, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – удостоверение) и справки, порядок выдачи которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру