Методика Расчета Утраты Стоимости Транспортного Средства

Как рассчитать ущерб при ДТП

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

У пострадавших в ДТП водителей часто возникают споры со страховой компанией о сумме возмещения ущерба. Несколько лет назад суды были завалены исками о занижении оценки ущерба страховщиками. И вот в 2014 году была принята единая методика расчета — ЕМРУ. Поскольку цифры, рассчитанные страховой компанией (СК) и полученные водителем при самостоятельном подсчете ущерба всегда будут разными, советуем прибегнуть к помощи независимого эксперта. Он поможет рассчитать наиболее точную цену ремонта авто или замены запчастей.

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2022 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания.

Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2022 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.

  1. если автомобиль старше 5 лет с даты выпуска;
  2. если машина старше 2,5 лет и признана использующейся в интенсивном режиме;
  3. для грузовых авто – если они старше 3 лет;
  4. когда была произведена замена кузова до расчёта УТС (кроме кабины КТС, установленного на раме за кабиной);
  5. если автомобиль ранее подвергался ремонту по ОСАГО или в других формах, в том числе даже частичной окраске;
  6. если у машины были повреждения в результате ДТП,
  7. когда на дату ДТП авто имело ржавчину на кузове (на деталях, которые были повреждены).

Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

  • ухудшение внешнего образа машины, также из-за повреждений лакокрасочного покрытия;
  • понижение показателей прочности узлов машины, произошедшее как из-за самого ДТП, так и из-за ремонта;
  • ухудшение характеристик автомобиля, снижение качества свойств, присущих ему в эстетическом плане.

По законам России, каждый владелец машины обязательно оформляет страховой полис. Свидетельство, помимо покрытия основных рисков, также дает право на компенсацию по УТС. Чтобы реализовать возможность, связанную с выплатами, водитель должен организовать и пройти ряд процессуальных мероприятий. При этом величина компенсации будет зависеть не только от модели автомобиля, но и от текущей рыночной цены.

Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.

Покупка автомобиля – это ряд гражданско-процессуальных мероприятий, сопряженных с большими денежными тратами. Даже подержанные машины обладают немалой стоимостью, а цены на новые модели и марки транспорта взлетают до небес. Однако владельцы автомобилей могут попадать в аварии, по своей и чужой вине. Дорожно-транспортное происшествие становится причиной повреждения машины, сильно влияя на ее продажную цену. В этом материале рассматриваются вопросы компенсации утраты товарной стоимости по ОСАГО – полису страхования, по которому, владелец разбитой машины может рассчитывать на денежные выплаты.

  • водитель пребывает в статусе виновника аварии;
  • автомобиль не соответствует указанным требованиям;
  • полис не совершение подобных выплат;
  • водитель уже обращался ранее и получил компенсацию;
  • водитель не совершил соответствующее обращение;
  • пострадавшая сторона провела ремонтные работы в самостоятельном порядке.

Утрата товарной стоимости по ОСАГО в 2022 году

К числу наиболее частых оснований для получения компенсации в рамках обязательного автострахования относится утрата товарной стоимости или УТС. Его применение на практике нередко сопровождается возникновением различных проблем, связанных с недостаточно четким законодательным определением термина. Поэтому вопрос о том, как осуществляется выплата УТС по ОСАГО, актуален для большого числа автовладельцев. В статье дается ответ на него с учетом актуальной версии законодательства и правоприменительной практики, сложившейся на середину 2022 года.

Особенно популярен в Европе. Базовым параметром для расчета становится пробег автомобиля. Вспомогательным показателями выступают цена ремонта и рыночная стоимость машины с учетом износа. Итоговая УТС определяется с помощью специальной таблицы, достаточно сложной для восприятия.

Важное значение для рассматриваемого вопроса имеет Постановление Пленума ВС РФ №58 (датируется 26.12.2022). Документ основан на изучении и анализе судебной практики. В нем содержится прямое указание на то, что снижение товарной стоимости автомобиля следует считать ущербом. А потому владелец транспортного средства имеет право на возмещение вреда, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия.

  • заявление в страховую компанию;
  • паспорт страхователя;
  • его водительское удостоверение;
  • ПТС и регистрационные документы на машину;
  • экспертное заключение о утере товарной стоимости и сумме полученного авто ущерба;
  • протокол о ДТП.

Используется в работе судебными экспертами. Предусматривает отдельный учет потери стоимости каждым элементом автомобиля, который требует восстановление. Для него определяется коэффициент, который суммируется с аналогичными показателями для других узлов машины. Итоговое значение умножается на стоимость авто до аварии.

Методика Расчета Утраты Стоимости Транспортного Средства

— в качестве нормативного документа Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта (СЕРТОЦАТ) [23], на соответствие требованиям которого проводится сертификация определенных видов услуг по оценке автотранспортных средств.

Оценка ущерба от повреждения транспортного средства на дату повреждения может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания в соответствии с уголовным законодательством, для формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном и федеральном уровнях в рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации, для определения размера страхового возмещения, а также в других случаях.

Ущерб от повреждения транспортного средства на дату более позднюю, чем дата повреждения, определяется в случаях, определенных процессуальными процедурами гражданского, уголовного, налогового или таможенного законодательства, а также при необходимости учета дополнительных повреждений транспортного средства, полученных в результате транспортировки, хранения или по другим причинам в период между датой повреждения и датой оценки.

ОЦЕНЩИК (ИСПОЛНИТЕЛЬ УСЛУГ) — юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение и т.д.) или гражданин-предприниматель (зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), оказывающие услуги по оценке транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во втором случае ущерб определяется как сумма расходов на восстановление поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением (стоимость ремонта), и величины утраты (потери) стоимости транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению (утрата товарной стоимости).

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Это интересно:  Поправка В Законе По Удо По Особым Тяжким

Согласно ст. 7.1 методических рекомендаций судебным экспертам, выполняющим работы по обследованию автомашин с целью определения суммы ущерба, принятым в июле 2013 года, выплата компенсации при утрате товарной стоимости транспортного средства по ОСАГО в 2022 году возможна только при соблюдении следующих условий:

Утратой товарной стоимости по ОСАГО называют разницу между ценой на машину до аварии и после восстановления, с устранением полученных в ДТП повреждений. Любой, даже самый качественный ремонт не способен устранить дефекты бесследно, а это повлияет на стоимость машины в случае продажи. Именно поэтому владельцу авто очень важно получить соответствующую компенсацию от страховой компании.

Хотя законодательство и обязывает страховые компании компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, на деле с получением подобных выплат нередко возникают проблемы. Зачастую страховщики затягивают начисление компенсаций или отказываются возмещать ущерб.

Полноценный расчет УТС могут выполнить только квалифицированные эксперты организации, имеющей лицензию на подобный вид деятельности. В ходе расчетов используется несколько методик. Какую из них применять – решают специалисты, но в большинстве случаев используется Минюстовкая, поскольку она наиболее полно удовлетворяет требованиям судебных органов.

По вопросу взыскания утраты товарной стоимости автомобиля, Вы можете обратиться к специалистам настоящего проекта за юридической консультацией. Помощь окажут участники и партнеры проекта — практикующие юристы, имеющие большой опыт в данной сфере правоотношений.

Выясним, когда рассчитывается утрата товарной стоимости автомобиля согласно методике Минюста («Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» ФБУ РФЦСЭ при Министерстве Юстиции Российской Федерации от 1 января 2022 года). УТС автомобиля может определяться при необходимости выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий или если установлено их выполнение:

Если у виновника аварии нет страховки ОСАГО или у него оказался поддельный полис, то утрата товарной стоимости автомобиля взыскивается с виновника ДТП (как и расходы на восстановительный ремонт (без учета износа)). К виновному участнику аварии придется обращаться, если размер фактического ущерба превышает установленный законом об ОСАГО предел страховой суммы, или если согласно условиям договора добровольного страхования (КАСКО) величина утраты товарной стоимости автомобиля исключена из суммы страхового возмещения.

Для оценки УТС проводится независимая экспертиза (о месте и времени проведения экспертизы виновнику ДТП высылается уведомление). Если виновник ДТП соглашается компенсировать ущерб, то по желанию сторон может составляться соглашение о возмещении ущерба. Получение денежных средств (в том числе при компенсации утраты товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП) может быть оформлено распиской. В случае отказа от компенсации УТС виновником ДТП или неполной выплаты утери товарной стоимости авто, потерпевший может предъявить ему досудебную претензию, а после и подать исковое заявление в суд.

Владельца поврежденной машины, может интересовать вопрос, как рассчитать УТС автомобиля. Самостоятельно произвести расчет УТС неспециалисту вряд ли получится, оценка утраты товарной стоимости автомобиля после ДТП проводится экспертами. Обратимся к методике Минюста и выясним, как рассчитать УТС автомобиля.

Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.

— метод Минюста РФ;
— метод Хальбгевакса.
Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Чтобы ездить на автомобиле, гражданин обязан приобрести полис ОСАГО. Размер компенсации по страховке зависит от модели транспортного средства и его рыночной стоимости. Расчет осуществляется в соответствии со специальной методикой. Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году производится во всех без исключения случаях. Чтобы контролировать соблюдение своих прав и отстаивать их при необходимости, нужно разобраться с методами расчета показателя и понять, что оказывает на него влияние.

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

В этой ситуации дело выигрывает страховщик. Поэтому точно ответить на вопрос о том, удастся ли возместить утраченную стоимость автомобиля по ОСАГО, нельзя. Суды часто удовлетворяют иски граждан, мотивируя решение постановлением Пленума ВС РФ №58 от 26 декабря 2022 года. Важно, чтобы авто удовлетворяло установленным законом требованиям для получения возмещения по УТС.

Допустим, коэффициент А составил 10%, а коэффициент Б меньше 50. Чтобы производить дальнейшие расчеты, потребуется заглянуть в таблицу. Во внимание принимается период эксплуатации транспортного средства. В первой колонке находится получившееся значение А соотношения. В выбранной графе левее располагается Б соотношение. В зависимости от месяца эксплуатации определяется коэффициент. Допустим, он составил 2. Рыночная цена с учетом износа составила 5000000, а за ремонт пришлось заплатить 10000 руб. Тогда УТС = (2:100) х (500000 + 10000) = 10200

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (Методическое руководство для судебных экспертов)

Для правильного решения поставленных вопросов эксперт должен четко понимать предмет спора, разрешаемый судом, поэтому необходимо особо тщательно изучать исковое заявление, с которого начинаются материалы гражданских и арбитражных дел, а также другие материалы дела.

При определении стоимости восстановительного ремонта АМТС иностранного производства рекомендуется использовать компьютерные программные комплексы AUDATEX (АУДАТЕКС), SILVER DAT II, справочники EUROTAX (ЕВРОТАКС): «Kalkulation» («Калькуляция»), «Lackierung»; MOTOR (МОТОР), MITCHEL (МИТЧЕЛ).

Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

4.5. При определении износа капитально отремонтированного агрегата или узла считается, что его ресурс после ремонта составляет 80% ресурса нового агрегата или узла. Поэтому износ агрегатов или узлов, которые ранее в процессе эксплуатации подвергались капитальному ремонту (имеются соответствующие маркировки, подтверждающие документы о приобретении новых комплектующих и/или проведении работ), рассчитывается индивидуально по формуле:

7.5.8. В отдельных случаях допускается применение расценок фирменного сервиса на ремонт АМТС со сроком эксплуатации более 5 лет или имеющих эксплуатационный износ более 35%, если до происшествия АМТС регулярно проходило техническое обслуживание и ремонтировалось на фирменной станции, что подтверждается записями в сервисной книжке.

Новые правила расчета утраты товарной стоимости по ОСАГО

  • дорогостоящей детали (стоимость которых превышает 5% от стоимости автомобиля);
  • двигателя, коробки передач, раздаточной коробки;
  • ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов;
  • рулевого механизма, гидроусилителя руля;
  • топливного насоса высокого давления;
  • мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами машины;
  • систем безопасности, блоков предохранителей.

Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и рассчитывается по формуле, указанной в методике.

  • эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более 0,25 дм2);
  • повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.).

В случае, когда в ходе осмотра сделано заключение о полной гибели ТС по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения ремонта, в акте отражается перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) для определения их стоимости.

Центробанк РФ пытается решить одну из ключевых проблем, возникающих при выплате ОСАГО. Предложен проект новой методики, по которой страховщики и автоэксперты будут рассчитывать утрату товарной стоимости авто. В этом материале сделаем предварительный анализ методики УТС.

Дополнительно необходимо составить заявление на возмещение УТС. Порядок компенсации на сегодняшний день не оформлен законодательно, однако существует общий порядок действий. Вначале необходимо на имя страховой компании направить досудебную претензию. В ней следует указать информацию о компании, обозначить данные о гражданине, описать все детали происшедшего. В документе нужно сообщить величину УТС и предоставить данные из отчёта независимого специалиста, проводившего экспертизу.

  • Рассчитать УТС по ОСАГО. Вычисления должна произвести независимая компания, которая предоставляет услуги по расчёту расходов на ремонтные работы. Для этого в неё следует направить заверенную копию бумаги, которая подтверждает затраты на восстановление, и акт осмотра транспортного средства, если страховая это делала. По итогам выполнения процедуры застрахованный получит акт расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.
  • Оформить заявление на получение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. К нему следует приложить акт расчёта УТС.
    Подождать, пока страховая рассмотрит предоставленные документы.
  • Получить финансовое возмещение. Если страховщик откажет в компенсации, нужно разработать и подать иск в суд. Он должен быть оформлен на имя страховщика, у которого был куплен полис ОСАГО. Если организация обанкротилась либо сумма выходит за рамки лимита, заявление о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО следует оформить на водителя, виновного в дорожном инциденте.
  • ухудшение внешнего восприятия автомобиля, в том числе из-за нарушения ЛКП;
  • снижение параметров прочности деталей и узлов, которые произошли в результате ремонтных работ по восстановлению исходных характеристик автомобиля;
  • ухудшение эксплуатационных параметров.
Это интересно:  442 Постановление Порядок Отключения Электроэнергии

Чтобы водитель имел законное право выезжать на дорогу общего пользования на территории Российской Федерации, он должен иметь действующий полис ОСАГО. Если по его вине пострадает другой участник движения, то финансовое возмещение в пределах лимита произведёт страховая компания. На величину компенсации по страховке влияет модель автотранспорта и его рыночная стоимость. Для расчёта используется особая методика. Компенсация УТС по ОСАГО в 2022 году осуществляется в каждом случае. Автомобилистам было бы полезно получить детальную информацию о методиках расчёта показателя и осознать принцип его определения. Это позволит контролировать и отстаивать собственные права.

  • Автомобилист не должен быть виноватым в ДТП.
  • Автомобиль эскплуатируется меньше установленного временного периода: для машин, изготовленных на территории Российской Федерации, — это три года; для иномарок — пять лет.
  • Выплата УТС по ОСАГО в 2022 году производится по судебному решению.
  • Максимальная величина выплаты – 400 000 рублей.
  • Запчасти, рассматриваемые при расчёте УТС, не должны иметь повреждений в иных ДТП.

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

В ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года «Об ОСАГО» понятие не фигурирует. Ранее страховщики пользовались этим, отказывая в возмещении. Однако 26 декабря 2022 года Пленумом Верховного суда было вынесено постановление №58 «О применении закона об ОСАГО». В пункте 37 указывается, что уменьшение товарной стоимости является ущербом. Его необходимо возмещать. В результате УТС в 2022 году подлежит компенсации. Однако на практике к постановлению мало кто обращается. Поэтому многие страховщики даже не знают о его существовании.

Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:

Статистика показывает, что большинство компаний пытаются уклониться от выполнения обязательств по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Обычно денежные средства предоставляются после направления жалобы или обращения в суд. Если досудебная претензия составлена правильно, страховщик соглашается произвести выплату без последующего разбирательства. В результате гражданин может рассчитывать на покрытие убытков от ремонта автомобиля и возмещение утраченной товарной стоимости. Процесс получения выплаты УТС по ОСАГО в 2022 году осуществляется по следующей схеме:

Чтобы ездить на автомобиле, гражданин обязан приобрести полис ОСАГО. Размер компенсации по страховке зависит от модели транспортного средства и его рыночной стоимости. Расчет осуществляется в соответствии со специальной методикой. Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году производится во всех без исключения случаях. Чтобы контролировать соблюдение своих прав и отстаивать их при необходимости, нужно разобраться с методами расчета показателя и понять, что оказывает на него влияние.

Как рассчитать утерю товарной стоимости автомобиля по ОСАГО на калькуляторе и получить выплаты

  1. Сначала проводится экспертиза определяющая размер УТС. Нужно провести сравнение между стоимостью битой машины, и целого автомобиля такой же марки.
  2. Готовится два экземпляра заявления на выплату УТС. Один экземпляр остается в страховой компании, другой – у заявителя, на нем ставят отметку о приеме.
  3. Если страховщик не согласен с суммой выплаты, или же отказывается возмещать ущерб, собирают пакет документов. Он включает данные заключения экспертов, сумму УТС рассчитанную специалистами и другие бумаги. Подается иск в суд, все средства потраченные на судебное разбирательство возмещаются страховой компанией.
  • Скачать бланк заявления на выплату УТС по ОСАГО
  • Скачать образец заявления на выплату УТС по ОСАГО

Страховая организация, с которой виновный в аварии заключил договор, обязана делать выплаты, чтобы возместить УТС. Но нередко встречаются случаи, когда страховые организации не выплачивают положенную компенсацию. Тем самым владельцы машин вынуждены обращаться в суд. По большей части суды выдвигают страховщикам требование о возмещении УТС, но если по страховке выплачена сумма в размере 120 тысяч рублей, то виновник аварии обязан оплатить утрату товарной стоимости из личных средств.

Если замены требуют поврежденные или дефектные детали, то выплата не предусматривается. Невозможно получить компенсацию утраты товарной стоимости, если нужен легкий ремонт без восстановления конструкции авто, если поверхность кузова повреждена коррозией или имеет дефекты, появившиеся до аварии.

После аварии уже не удастся вернуть автомобилю предыдущее состояние, каким бы качественным ни был ремонт. Если после восстановительных работ кажется, что машина снова новая – это заблуждение. Если такое ТС нужно будет продать, его стоимость значительно снизится именно из-за последствий аварии. Поэтому, для компенсации ущерба страховщики выплачивают УТС владельцу авто. О том, как его рассчитать, и пойдет речь в данной статье.

Он считается основным способом расчета, так как его предпочитают судебные эксперты. Суть заключается в том, что определяется размер УТС в процентном соотношении к начальной цене транспортного средства. Этот метод расчета применяют к новым автомобилям: не старше 3 лет для отечественных марок, и не старше 5 лет для транспорта иностранного производства. В этом случае амортизация не должна составлять больше 35%.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение :
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.
  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова 1 , которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.
Это интересно:  Как Получить Звание Ветеран Труда В 2022 В Ростовская Области

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

«Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости« (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 «О страховых выплатах при ДТП»).

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (Методическое руководство для судебных экспертов)

Сообщение о невозможности дать заключение составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом, подпись удостоверяется печатью экспертного учреждения, после чего один экземпляр направляется органу, назначившему экспертизу, а другой остается в экспертном учреждении (его структурном подразделении).

Для успешного проведения исследования по несудебным экспертизам в экспертных учреждениях необходимо создание собственной информационной базы данных, составленной по результатам сбора и обработки специальной нормативной литературы, справочников, газет, журналов и тематических публикаций в средствах массовой информации.

Относительная утрата стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, физического старения, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств. Основными причинами износа транспортного средства являются выработка, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов

В начале фототаблицы размещаются общие виды, позволяющие идентифицировать АМТС (объекты исследования) и дающие представление о локализации повреждений на нём. Здесь же, уместно разместить фотографии идентификационных маркировок и одометра с показаниями величины пробега АМТС.

5.6.1. Оценка разукомплектованного АМТС производится путем вычета из цены укомплектованного АМТС затрат на доукомплектование представленного АМТС до исходного состояния. В случае нецелесообразности доукомплектования оценка АМТС производится в соответствии с методикой оценки годных остатков, изложенной в разделе 6.

Взыскать УТС автомобиля в 2022 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:

  • полис КАСКО;
  • бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
  • бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
  • протокол о ДТП;
  • бумаги, предоставленные оценщиком.Большинство дел удаётся выиграть. Важно правильно сформировать доказательную базу и произвести расчёт значения показателя.

В 2022 году в 90% случаев страховщик отказывается предоставлять компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Поэтому гражданин должен быть готов к судебному разбирательству. Ему потребуется собрать пакет подтверждающих документов и оформить исковое заявление. Без экспертной оценки не обойтись. Важно удостовериться, что ситуация удовлетворяет условиям возмещения УТС.

В этой ситуации дело выигрывает страховщик. Поэтому точно ответить на вопрос о том, удастся ли возместить утраченную стоимость автомобиля по ОСАГО, нельзя. Суды часто удовлетворяют иски граждан, мотивируя решение постановлением Пленума ВС РФ №58 от 26 декабря 2022 года. Важно, чтобы авто удовлетворяло установленным законом требованиям для получения возмещения по УТС.

Допустим, коэффициент А составил 10%, а коэффициент Б меньше 50. Чтобы производить дальнейшие расчеты, потребуется заглянуть в таблицу. Во внимание принимается период эксплуатации транспортного средства. В первой колонке находится получившееся значение А соотношения. В выбранной графе левее располагается Б соотношение. В зависимости от месяца эксплуатации определяется коэффициент. Допустим, он составил 2. Рыночная цена с учетом износа составила 5000000, а за ремонт пришлось заплатить 10000 руб. Тогда УТС = (2:100) х (500000 + 10000) = 10200

Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать

  • Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
  • Износ автомобиля не должен превышать 30%
  • ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
  • Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
  • В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
  • Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.

Реализация годных остатков через специализированные торги достаточно давно продвигается страховым сообществом, что в итоге приводит к увеличению стоимости годных остатков поврежденного транспортного средства и снижению выплаты пострадавшему. В новой Единой Методике 2022г., к этому вопросу подошли достаточно серьезно, укрепив свои желания в п.5.5.:

Номенклатура запасных частей должна формироваться для каждой марки транспортного средства и включать в себя номера оригинальных (составные части конструкции транспортного средства, имеющие упаковку, торговое обозначение изготовителя и установленный им идентификационный номер, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации) запасных частей, номера сертифицированных (не имеющих упаковки, торгового обозначения изготовителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера) запасных частей, соответствующих оригинальным запасным частям изготовителей транспортных средств и наименованиям изготовителей запасных частей.

В настоящее время новая Единая Методика (Положение Банка России от 4 марта 2022 г. № 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»), вызывает массу вопросов, в этом материале рассмотрим основные моменты, о которых стоит знать всем автовладельцам и на которые стоит обратить внимание страховащика при возникновении спора по ОСАГО . Разумеется, в процессе работы будет копиться опыт, и не исключаем, что со временем будут выпущены дополнительные корректирующие материалы.

В новой Единой Методике, полностью отсутствует порядок исследования обстоятельств ДТП, а также причин возникновения повреждений автомобиля. Отсутствие данной главы, скорее всего, приведет к массе судебных споров, в части установления отношения повреждений к рассматриваемому случаю.

По состоянию на сентябрь 2022 года сложно сказать, как будет проводится расчет годных остатков в практическом плане, ведь получение неких виртуальных цифр за остаток автомобиля через специализированные торги не есть истина, в виду того, что имущество (транспортное средство) в данном случае не отчуждается, а остается у собственника, в связи с этим возникает логичный вопрос в честности этой виртуальной суммы в рублях. Практика покажет, что с этим делать.

Дарья
Отвечаю на юридические вопросы в комментариях.
Оцените автора
Всегда на страже закона - Ask-Lawyer.ру